Библиотека
 
 
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

 

Лекция 5. Проблема мотивов и мотивации спортивной деятельности


- Понятие «мотивация» в психологии спорта.
- Классификация мотивов.
- Возрастная динамика мотивации достижения.

- Мотивации, стимулирующие спортсмена: стремление к стрессу и его преодоление, статус, материальные поощрения.

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди пред- почитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и по- чему они продолжают работу или какие-либо действия в течение про- должительного времени.

Становление спортсмена невозможно без целенаправленного формирования мотивов спортивной деятельности. В психологии спор- та накоплен опыт оценки мотивов и мотивации спортивной деятельности. Широко используются проективные и анкетные методы, беседы, интервью, методы опосредованной оценки силы побуждений, проводятся исследования в рамках концепции достижения целей и избежания неудачи.

Опустив обсуждение теоретических концепций природы и механизмов мотивов и мотивации, остановимся на существенно важных моментах понимания и диагностики мотивации спортивной деятельности. Б.Г. Ананьев относил мотивацию поведения, в отличие от мотивов деятельности, к вторичным свойствам личности и подчеркивал, что на формирование мотивации накладывают отпечаток индивидуально-типологические свойства, социальные условия и ценностные ориентации, уровень развития психофизических функций. В этом проявляется подвижность, динамичность направленности и активности мотивации поведения.

В изучении мотивации поведения в спортивной деятельности следует выделять устойчивые свойства и динамические особенности, т.е. регуляторное проявление свойств. Устойчивые компоненты представляют собой структуры мотивов, преломленные через ценностные ориентации и социальные установки. Мотивы создают принципиальную основу целенаправленного поведения, способов преодоления фрустрации при достижении главной цели спортивной деятельности. В конкретных условиях тренировки или соревнования устойчивые компоненты преломляются через самооценку своих физических, технических качеств и текущих функциональных возможностей (само- чувствие, работоспособность функциональных систем организма). На основании этого формируется динамический компонент – мотивация поведения – проявляющийся в направленности поведения (побужде- ние к выполнению конкретной тренировочной нагрузки) и субъективных критериях удовлетворения достижения цели (реализации активности поведения) в конкретных условиях, в данный момент времени.

Архитектурно-Строительное Объединение "ИНТЕКС" оформляет фасады в классических архитектурных стилях с применением запатентованной технологий - отделка фасада дома в любом стиле - от готики, до швейцарского кантри. Сайт объединения - http://www.intexhome.ru

Исследования показывают, что у спортсменов высоких разрядов, которые достаточно хорошо «чувствуют» свой организм, чрезвычайно динамичны такие параметры самооценки своего состояния, как жела- ние тренироваться, соревноваться, потребность к той или иной физи- ческой нагрузке. Изменение самооценки у этих спортсменов в боль- шей степени коррелирует с показателями психического состояния. Диагностика ряда параметров оценки психического состояния дает возможность делать заключение о побуждающих установках в выборе характера тренировочной нагрузки – объемной (жесткой), интенсив- ной (темповой), восстановительной.

В спортивной деятельности наблюдаются мотивы и стремления различного характера: индивидуалистского, эгоистического, материального, духовного.

В исследованиях мотивации спортивной деятельности обозначено два направления. Первое изучает причины, почему спортсмены предпочитают один вид деятельности другому, влияние различных мотивов, ценностей и потребностей. Во втором направлении делается попытка объяснить, почему спортсмены работают с различной степе- нью интенсивности. Оно связано с исследованиями возбуждения и активации, которые влияют на интенсивность выполнения двигательных задач.

Причины, по которым спортсмены занимаются определенным видом спорта, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мо тивы, в результате которых спортсмен становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании.

Мотивы в спортивной деятельности можно классифицировать по источнику их возникновения: внешним и внутренним причинам, де- терминирующим поведение. Например, некоторые мотивы возникают из внешних по отношению к индивиду или задаче источникам. К ним относятся различные формы явного и косвенного социального поощ- рения (одобрение, похвала), а также более ощутимые признаки успеха – денежные вознаграждения, подарки. Другими источниками мотива- ции могут быть особенности психики данной личности, личная по- требность в успехе, признании, общении и т.п., а также особенности самой двигательной задачи. К последнему мотиву относятся такие ка- чества, как новизна, техническая или физическая сложность упражнений.

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

I Мотивы осознаваемые и неосознаваемые.

II Мотивы, источником которых являются физиологические, психологические, социальные потребности.

III Группа мотивов, формирующаяся под воздействием прошлого опыта, недавнего прошлого опыта, непосредственным опытом дея тельности и общения с другими людьми.

Первую группу мотивов можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находятся неосознаваемые, на другой – пред- ставлены явные мотивы, которые легко осознаются и оцениваются самим человеком. С помощью проективных тестов, включая ТАТ, диагности- руются мотивы, о которых человек не знает.

Вторая группа мотивов, представлена в ряде схем иерархии потребностей и мотивации, в частности схемы А. Маслоу. Например, представитель психодинамического направления Г. Мюррей выделил ряд «психогенных потребностей» и противопоставил их основным биологи- ческим или «висцерогенным потребностям». Эти потребности могут отра- жаться в различных поведенческиих моделях, характерных для спортсме- нов. Мотивационный ряд Г. Мюррея имеет следующий вид:

1. Потребность в престиже, самосовершенствовании, признании, достижениях, честолюбии, стремлении показать себя.

Большинство видов спортивной деятельности позволяет в различной степени удовле- творить эту потребность. Снижение физио- логических функций у некоторых спортсме- нов высокого класса после прекращения вы- ступлений может служить примером чрез- вычайной зависимости от этого мотива во время их активных выступлений.

2. Потребность достижения успеха и избежания неудач (потребность сохранять свой статус, избежать раз- очарований и преодолеть поражение, неудачу).

Тренеры часто апеллируют к этой потребно сти у спортсменов перед важными соревно- ваниями и при встречах с командами, кото- рые в прошлом выигрывали или могут в данный момент нанести неприятное поражение.

3. Потребность проявить власть над другими, доми- нировать или подчиняться другим.

Многие спортсмены становятся членами ко манд, чтобы удовлетворить эту потребность. Лучшей иллюстрацией этого мотива в дейст- вии, видимо, будут действия и поведение линейного игрока в американском футболе во время схватки на линии.

4. Потребность в аффилиации (потребность в общении, установлении эмоциональных связей с другими, проявление доб- рожелательности, сотруд- ничества).

Многие спортсмены приходят в команду для удовлетворения этого мотива. Тренеры часто говорят: «На благо команды», «Для дости- жения команды». Этот мотив хорошо извес- тен спортсменам.

5. Потребность приобретения предметов, стремление к порядку.

Действия этого мотива проявляются в стремлении тренеров и спортсменов следо- вать правилам соревнований и требованиям деятельности. Сюда же относится и коллек- ционирование спортивных трофеев, наград, хранение газетных вырезок, дающих представление о достижениях спортсменов.

6. Потребность участия в познавательном процессе, желание удовлетворить свою любознательность, получить ответы на инте- ресующие вопросы.

Этот мотив может быть удовлетворен в зави симости от того, насколько тренер стремится к совершенствованию знаний у спортсменов и насколько они сами хотят познать причины и обоснование своих тренировочных режи- мов, соревновательных усилий и избранной тактики

И третья группа мотивов иллюстрирует тот факт, что причины выбора спортсменом того или иного вида спорта и степень достигаемого мастерства могут зависеть от опыта, ситуаций или общения с другими людьми. Мотивы, побуждающие спортсмена заниматься определенным видом спорта, формируются под воздействием как прошлого, так и настоящего опыта, который влияет на сознание спортсмена.

Характеристика мотивационной структуры отдельного спортсмена затрудняется не только сложностью имеющейся у него системы цен ностей, но также и возможностью влияния его прошлого опыта на формирование отношений к успеху, спорту, труду, авторитетам. По мере того как ребенок становится взрослым, степень воздействия на него различных мотивов также меняется.

Потребность в достижении успеха проходит, по крайней мере, три стадии развития по мере созревания ребенка. Сначала, до шести лет, он, выполняя двигательные задачи, воспринимает себя автономно. В начальной школе он начинает соревноваться с другими, и у него фор- мируются так называемые социальные потребности в достижении успеха. Позже происходит постепенное уравновешивание автономных и социальных потребностей.

Аналогичные изменения претерпевает в жизни ребенка и роль со циальных побуждений и поощрений при активизации его деятельности. Первоначально его деятельность изменяется незначительно, когда он выступает в присутствии зрителей или своего товарища. Это его просто возбуждает, но совсем не обязательно, что при этом улучшится его результат. После шести лет ребенок становится достаточно чувстви- тельным к социальным последствиям победы или поражения. Соци- альное поощрение имеет выраженный положительный эффект на ре- зультативность. В подростковом и юношеском возрасте он уже начина- ет оценивать задачи примерно как взрослый человек, учитывая, насколько они представляют для него какую-то ценность или интерес. Появляется сложная система мотивов, в которой потребности в достижении успеха связаны с личностными и социальными потребностями. Уже старший подросток внимательно оценивает привлекательность задачи для себя лично, а также социальные стимулы к достижению успеха. Юноша – старается предвидеть последствия неудачи.

Для мотивационной системы более взрослого человека характерна все большая ее усложненность, диффузность и, следовательно, затруднительность ее измерения по мере того, как индивид сталкивается с раз- личными ситуациями в период своего созревания.

Тренерам чаще всего приходится работать с детьми, у которых уже сформированы основные потребности в достижении успеха и на- правленность деятельности. Например, у мальчика, родители которого (особенно отец) всегда ставили перед ним четкие и легко достижимые цели и оказывали ему при этом помощь, скорее всего, будет низкий уровень потребности в достижении успеха. У ребенка, которого никогда не хвалили и не поощряли за достигнутый успех, также будут низ- кие потребности в достижении. С другой стороны, если родители (или, по крайней мере, один из родителей, желательно отец) ставили перед сыном трудные, но достижимые задачи и предоставляли ему самому добиваться успеха, а затем хвалили, то у него скорее всего будет сформирована высокая потребность в достижении успеха, которая положительно отразится на его отношении к занятиям спортом.

Тренер, занимающийся с ребенком, обладающим высоким уровнем потребности в достижении, должен вести себя иначе, чем с ребенком, у которого низкая потребность в достижении успеха. В последнем слу- чае ребенка необходимо перевоспитывать, поощрять за успех, под- держивать эмоционально и показать ему, что высокого результата можно добиться собственными усилиями без помощи посторонних. С подро- стком, у которого благодаря ранним достижениям и самостоятельности сформировался целеустремленный характер, следует работать по- другому. Иногда ему надо оказать поддержку после проигрыша или помочь снять опасения и тревогу в ситуациях, когда он может потер- петь неудачу. Более того, у детей с высоким уровнем мотивации на достижение успеха наблюдается тенденция к снижению потребности в ус- тановлении социальных связей с другими.

Спортсмены, мотивированные на успех обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которойтможет быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей дея тельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выби- рают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. В их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Такие спортсмены рассчитывают получить одобрение за действие, направленные за достижение поставленной цели, а связан- ная с ней работа вызывает у них положительные эмоции.

При доминировании мотивации достижения успеха спортсмен предпочитает задачи средней и слегка повышенной степени трудности, так как их решение, старание и способности могут проявиться наилуч шим образом. При преобладании мотивации избежания неудач – задачи выбираются легкие или трудные, которые практически невыполнимы. У стремящегося к успеху привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для ориентированного на неудачу, – падает.

Мотивированные на достижение успеха спортсмены в ситуации выбора между немедленным вознаграждением или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее. Спортсмены с низкой склон- ностью к достижению отличаются большей привязанностью к настоя- щему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение.

Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутрилич- ностным факторам (способностям, стараниям и т.п.), а избегающие не- удачи – внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Спортсмены, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориенти- рован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оце- нивают свои способности, мобилизируются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются.
Структура мотивации достижения спортсменов носит индивиду альный характер и включает побудительные, базисные и процессуаль- ные основания. Ее типичная динамика проявляются тремя тенденция- ми. Первая – структура мотивации практически не изменяется в тече- ние длительного времени. Вторая – отдельные компоненты мотивации изменяются волнообразно. И, наконец, третья – наряду со снижением значимости побудительных оснований имеют место волнообразные колебания базисных и процессуальных компонентов мотивации.

Структура мотивации достижения высокого результата в спорте пo P.A. Пилоян

Побуди-

тельные основания

1) отражает принципиальную ориентированность спорт-

смена на удовлетворение самоактуализации, самоутвер-

ждения, самовыражения, исполнения долга.

2) отражает ориентированность спортсмена на удовлетво-

рение материальных потребностей.

Базисные

основания

1) отражает степень заинтересованности спортсмена в бла-

гоприятных условиях социально-бытовой деятельности.

2) отражает степень заинтересованности спортсмена в на-

коплении специальных знаний и навыков.

3) отражает степень заинтересованности спортсмена в от-

сутствии болевых ощущений.

Процессуальные основания

1) отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении сведений о своих противниках.

2) отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на процессе соревновательной борьбы

Бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздейст- вию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха представляется, по-видимому, одним из мощных мотивов в спортивной деятельности. Многие спортсмены получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником или при преодолении препятствий, возни- кающих на их пути. Психологи рекомендуют прямо рассказывать начи- нающим спортсменам о привлекательности победы над собой и соперниками. Мотивация к преодолению препятствия и получаемое от этого удовлетворение действительно являются мощными стимулами. Спортивный опыт является наиболее простым и ранним из стрессоров, с которыми может встретиться юноша. Достижение успеха в трудных услови- ях, характерных для многих видов спорта, может принести молодым людям большую пользу в дальнейшей жизни, особенно если при этом вы- полняются некоторые требования.

1. Спортсмену на первом этапе обучения специально указывают на положительное значение преодоления стресса и мотивируют его к активным занятиям спортом.

2. Индивиду дается возможность достигнуть относительного успеха, т. е. к нему не предъявляются необоснованные требования, например, стать чемпионом. Он просто должен раскрыть все свои способности и стремиться к самосовершенствованию.

3. Физический и эмоциональный стресс, которому подвергается юноша, не должен превышать физиологических и психологических возможностей организма, еще не приспособившегося к большим нагрузкам.

ольшинству спортсменов не нужно говорить, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе. Уже в школе необходим определенный уровень физических способностей для достижения благоприятной атмосферы. Многолетние и систематические наблюдения за детьми показали, что мальчики, созревающие рано, достигают успеха в спорте (при-
обретают статус и самоуважение). В дальнейшем они становятся более уверенными в себе и устойчивыми, в отличие от сверстников, у которых процесс созревания происходил медленнее и которым не удалось достигнуть того же статуса благодаря ранним занятиям спортом.

Для мотивации спортсменов часто используют материальное поощрение, награды. Система поощрения, часто может быть действенной просто потому, что спортсмены ценят время и усилия, затраченные тренером на разработку и поддержание такой системы, а не из-за материальной ценности какой-либо награды. При разработке системы поощрений важно правильно объяснить ее спортсменам и применять те награды, которые имеют действительную для них ценность, исключив те, которые не соответствуют уровню и возрасту спортсменов. Использовать эту систему нужно очень осторожно, чтобы поощрения распределялись справедливо, а награды и призы соответствовали уровню достижений спортсменов.

Недавно были проведены интересные исследования. Оказалось, что спортсмен может заметно улучшить свой результат, если он сам определит и рост своего мастерства, и когда его следует поощрить.

Ранее ошибочно предполагалось, что награждающий знает, какая форма поощрения представляет интерес для спортсмена, и может правильно оценить его достижения. Исследования показали, что спортсмены, которые разрешают поощрять себя за улучшение своей спортивной деятельности по своему усмотрению, в большей степени мотивированы на дальнейшее улучшение своих результатов, чем в случае, когда такое решение принимают другие.

Приведенные ниже рекомендации содержат не рецепты на все случаи жизни, а ряд обоснованных принципов, которые следует применять в практической работе.

1. Чтобы понять мотивы занятий спортом и успешной активной работы какого-то спортсмена, необходимо с помощью различных методов собрать информацию, касающуюся социального положения, эмоциональной структуры спортсмена и его отношения к настоящей ситуации. Для получения такой информации применяются следующие способы:

а) психолог проводит со спортсменом неофициальные, но хорошо продуманные и заранее спланированные беседы, в ходе которых с помощью прямых и косвенных вопросов выясняет, как спортсмен чувст- вует себя в команде, поддерживают ли родители его увлечение спортом и т. д. Одновременно с этим следует спросить спортсмена об от-
ношении к соревнованиям, к жизни, а также о личных и профессиональных планах;

б) чувства и мотивы спортсмена можно также выявить, внимательно наблюдая за его поведением и позой после поражения и выигрыша, присматриваясь к его жестам и мимике. Информацию о спортсмене можно получить из бесед с другими членами команды;

в) для оценки эмоционально-волевой сферы спортсмена можно использовать специальные объективные и проективные тесты;

г) перед началом сезона следует предложить спортсменам написать подробную автобиографию с акцентом на том, как они пришли в спорт и как складывалась их спортивная карьера.

2. Не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в недельном цикле. Новые со- бытия, люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру и занятиям спортом. К изменениям в отношениях необходимо относится терпеливо и внимательно, стараясь быть объективным. Такое отношение поможет спортсмену перестроиться и найти мотивы для продолжения занятий спортом, которые соответствовали бы новым жизненным установкам.

3. Следует обращаться к спортсмену не как к индивиду, а как к личности, если стремится привлечь его к занятиям спортом. Высказывания должны быть аргументированы и обращены к интеллекту, а не к его эмоциям спортсмена. Среди мотивов занятий спортом, которые могут быть наиболее привлекательными для сегодняшней молодежи, следует отметить возможность максимального проявления своих способностей, умения владеть собой и окружающей обстановкой, дости- жения физического совершенства. Менее значимыми мотивами для участия в спортивной деятельности, которые могут привлечь современного юношу, являются желания быть «настоящим мужчиной», достигнуть социального статуса или получить крупные денежные вознаграждения.

Литература:

1. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. – М., 1978.
2. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1984. – 104 с.
3. Психология спорта высших достижений / Под общ. ред. А.В. Родионова. – М., 1979.
4. Психология спорта. Современные направления в психологии. – М., 1989.
5. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. – СПб., 2002.


::