Библиотека
 
 
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

 

Лекция 2. Практический психолог в спорте


- Специфика спорта как вида деятельности.
- Возможности спортивного психолога.
- Тренер и психолог: различные профессиональные задачи.
- Качества спортивного психолога.
- Характеристика деятельности психолога в спорте.

Спорт – одно из любимых детищ цивилизации и с момента своего зарождения имеет не только апологетов, но и критиков. При всей его, несомненно, огромной социальной значимости нельзя не признать, что побудительная, мотивирующая основа занятий спортом высших достижений в значительной мере лежит в области эгоцентризма. Мир, как бы велик и многообразен он ни был, всего лишь окружает «Я» спортсмена, его потребности, цели, мотивы, интересы, установки, же- лания, взгляды, убеждения и пр. Мир, существующий сам по себе, – это не более чем абстракция для любого человека. В отражении и от- ношениях каждого субъекта мир существует как бы для него. В том числе спортсмен и тренер, главные персонажи спорта, действуют в этом мире внешне для других, но по сути своей все же для себя. Человеческая мораль и этикет направлены в значительной мере на то, что- бы как можно меньше показать это окружающим.

Нравственность – это «тормоза» на инстинктах, на биологической основе личности, без нее человек не выделился бы из животного мира. И в то же время лю- бая мораль – это в чем-то лукавство, так как она нередко является, пусть обоснованным и всеми приемлемым, но все же лицемерным прикрытием истинно существующих природных предпосылок пове- дения. Сама суть субъективного отражения себя в этом мире делает спортсмена с его задачами в спорте эгоцентристом. И сообразует он свои инстинкты с требованиями окружающих и общества в целом по- тому, что он – существо разумное, он – Homo sapiens. Делать это ему часто и интересно и выгодно, гак как, отказываясь от мелочей, он вы- игрывает в крупном. Достигая успеха, спортсмен, тренер видят, чув- ствуют себя в центре событий, происходящих вокруг них. И для мно- гих типажей личности, представленных в спорте, это оказывается пре- выше всего в системе ценностных ориентаций.

Пьедестал почета в спорте – один их символов выделения своего «Я». Пребывая на высшей ступеньке почета, спортсмен чувствует себя в единственном на данный момент в центре искусственно созданной ситуации в мире спорта. Равно как и его тренер. Но пьедестал почета – это лишь один из многочисленных атрибутов спорта. Ведь спорт высших достижений – это остров особой жизни. Он сродни религии: здесь свои храмы, гимны, одежды, ритуалы, посты, символы, правила и т.д. Молятся здесь на спортивный результат. И образ жизни боль- ших спортсменов, весь их душевный мир настолько существенно от- личаются от мира не-спортсменов, что традиционные, стандартизиро- ванные оценки их личности и деятельности часто оказываются просто неприемлемыми. Мощное желание реализовать свою эгоцентриче- скую природу находит в спорте благоприятнейшую основу. И спорт, естественно, отбирает в качестве своих верных служителей людей с наиболее выраженным стремлением к самоутверждению, к славе, к превосходству. На пути к этому они нередко демонстрируют беспри- мерные подвиги и преодоление своих слабостей, утомления, опасно- сти, внешних препятствий и пр. Это и многолетние систематические усилия в тренировках и соревнованиях, и отрешение от множества «мирских» радостей, риск нарушить здоровье и не реализовать себя в будущем в какой-то другой деятельности.

В мире спорта, в бушующем океане поиска славы и первенства вопрос, о возможностях спортивного психолога, а точнее – «Что мо- жет спортивный психолог?» – является риторическим. Впрочем, как и ответ на него – «Спортивный психолог может все». Это действительно так, потому что любая задача человеческой деятельности, в том числе и в спорте, содержит психологический компонент, и именно психолог знает, как сделать работу психики более эффективной.
В то же время можно сказать, что умение правильно и корректно ставить вопросы, а в том числе вопрос о возможностях спортивного психолога – большая часть успеха и самого спортсмена и тренера. Более точно и корректно сформулировать проблему можно так: чем может помочь психолог в подготовке конкретного спортсмена в конкретном виде спорта? Отвечая на этот вопрос, попробуем охарактери- зовать наиболее типичные направления деятельности спортивного психолога.

Рекомендуем посетить сайт Сувенировед.ру. Там вы сможете найти любую сувенирную продукцию и бизнес сувениры. В том числе купить бейсболки оптом. Адрес сайта - http://www.suveniroved.ru/. Необходимо отметить, что "опт" начинается от суммы 15 000 рублей и выше.

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств. И сегодня, ко- гда физическая подготовленность спортсменов находится на очень близком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств – это задача психологического отбора и спортивной профори- ентации. Подготовка спортсменов осуществляется по различным на- правлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять свои- ми эмоциями может свести к нулю результаты многолетних трениро- вок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуаль- ных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходи- мых для победы психических качеств и умений. В большом спорте нередко выдающийся спортсмен выступает обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревно- вательная деятельность или тактика команды. Своевременно опреде- лить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсорев- новательного и соревновательного поведения, – это тоже область дея- тельности спортивного психолога.

В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными при- чинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортив- ных достижений.

Спортивная психология XXI века – прежде всего, психология, обеспечивающая процесс формирования гармоничной личности в спорте, способной к анализу и готовой решать возникающие проблемы. Важнейшей задачей спортивной психологии XXI века будет создание системы психологических программ, обеспечивающих решение задач, постоянно встающих перед тренером, спортсменом при подго- товке и выступлении в соревновании: «выведение команды, спорт- смена, на уровень психологической стабильности»; «управление пси- хологической стабильностью спортсмена на протяжении соревнова- тельного сезона»; «вывод команды, спортсмена на пик спортивной формы»; «формирование психической надежности спортсмена в экс- тремальных соревновательных ситуациях»; «управление психическим состоянием спортсмена при подготовке и участии в наиболее ответст- венных соревнованиях»; «формирование психологической готовности тренера к управлению командой, спортсменом в экстремальных условиях соревновательной деятельности» и технологии их внедрения в учебно-тренировочный и соревновательный процесс. Именно воз- можность решения этих задач непосредственно в процессе тренировок и будет основной особенностью этих программ и технологий.

Это потребует существенного изменения общепринятого в настоящее время построения тренировочных занятий, выступления в соревнованиях – когда эффективность тренировочной работы спортсмена, команды будет определяться не методическими критериями (количество, качество выполнения технико-тактических приемов), а психологическими – процент эффективности выполнения при «Ограничении», «Одной попытке» с выходом на «Право на риск» и т.д. И
еще одна задача, которую придется решать спортивным психологам, – это превращение методов психорегуляции в методы психоформи- рующей тренировки. В этом методе органично соединятся системы мотивационных, эмоциональных, целевых установок, элементы само- анализа, самовнушения, самоприказа с закреплением формирующих эффектов в практике и с последующим переходом их на уровень не- осознанной регуляции.
Тем не менее, несмотря на значительное число исследований в области психологии спорта, психологических техник и технологий, многие тренеры отказываются от помощи психологов. Они исходят из позиции «целостности», в которой психолог и тренер суть одно и тоже лицо, а их роли меняются подобно актерским маскам.

Нельзя не согласиться с тем, что талантливый тренер наделен да- ром самомотивации на пути самовыражения. Одной из особенностей выдающейся личности вообще является некоторая непредсказуемость поведения. Иногда это частицы, элементы гениальности, которые все- гда находятся за границами стандартных путей, путей, так сказать, обозначенных флажками. Тот, кто неукоснительно выполняет инст- рукции, предписания, методики, способствует сохранению сущест- вующего порядка, но никак не открывает новые пути в науке, искус- стве, спорте.

«Выбросы» в поведении суперклассного тренера всегда шокируют окружающих. И каких только негативных эпитетов не сыплется в его адрес, особенно за глаза! Случается, что далеко не всегда правила хорошего тона или даже просто элементарный такт сопровождают его поведение. Да и истина вовсе не обязательно окажется на его стороне. Но он ищет. Он рассчитывает, пробует, проверяет, провоцирует; иг- рая, как актер, меняет маски; слушает свою интуицию, как музыкант, настраивающий инструмент. И вдруг выдает какой-то перл, иногда сам не понимая до конца его значения. Конечно, он ошибается, ошиб- ки режут и колют его не меньше, чем другого, но он их не боится, они его не останавливают, а только вливают новую энергию в его поиск. Он, как драчун, окруженный врагами, от каждого удара свирепеет только больше и чаще всего находит пути из каждого, казалось бы, замкнутого круга проблем. Природа заложила в него рефлекс «анти- ординара», без которого, находясь на вершине достижений, просто невозможно двигаться вперед.

Известно, что умение видеть – главное среди сотен проблем и за- дач – составляет основу деловой, прогрессивной личности. По другим исследованиям, успеха достигает человек, умеющий ладить с людьми. Но выдающийся тренер и эти заповеди выполняет по-своему, даже в них рефлекс «антиординара» оказывается сильнее каких-либо законо- мерностей. В этом главном тренер вначале наводит порядок, а потом ломает его, наводит новый порядок и опять все перестраивает. Он – враг закостенелости, стандартности. Иногда кажется, что он получает высшее удовольствие от того, что рушит блоки структурно- системного здания в своей работе, с таким трудом созданного им же самим, потому что расчищает себе площадку для новых построений. И если в новом сезоне тренер работает по старой схеме, опытный спортсмен начинает сомневаться в успехе.

В подобном стиле работы можно усмотреть немалую долю авантюризма. Но психологические основы авантюризма могут быть как положительными, так и отрицательными, равно как и его результат. И нередко малозаметная грань отличает хорошее от плохого в подобном стиле деятельности тренера. Но именно в этом суть поиска и риска, единства и борьбы противоположностей. Для творца вообще харак- терна готовность к риску. Основа здорового авантюризма состоит в том, чтобы не терять, постоянно видеть, чувствовать конечную цель, цель, нередко очень высокую, очень трудно достижимую, но реаль- ную. Авантюризм, в основе которого лежит не авангардная перспек- тива развития, а надуманное фантазийное прожектерство, безусловно, может принести много вреда. Тренер-творец уверен в себе, в своих возможностях, но он должен быть уверен и в реальности своих мак- сималистских устремлений.

В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру, кроме пря- мых профессиональных обязанностей, приходится выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и, естественно, психо- лога. Но, как сказал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, и серьезные психологические проблемы должен решать специалист- психолог. Это напоминает ситуацию с домашней аптекой – пока не- домогание легкое, мы справляемся сами, а при осложнении болезни обращаемся к врачу.

В случае с психологией существуют дополнительные «подводные камни». Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, когда спортсмен вдруг становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые по- лучены в период обучения в ВУЗе или из популярной литературы, не- редко создают иллюзию о способности разрешить любую психологи- ческую проблему. Большинство тренеров, спортсменов пытаются ре- шать свои психологические проблемы, основываясь в большей степе- ни на «своем житейском опыте», без учета психологических законо- мерностей спортивной деятельности. И, как показала практика, это им удается достаточно редко.

Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте, осуществлять психологическое сопровождение специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Психологи хорошо знают, насколько тонкой и уязвимой бывает нить, связывающая его с клиентом, как осторожно нужно строить психотерапевтические взаимоотношения, когда нет мелочей, и любой необдуманный жест или слово может разрушить то, что долго и кропотливо создавалось.

Психика спортсмена, на ответственных этапах подготовки и вы- ступлений на соревнованиях, обладает повышенной чувствительно- стью, так как человек практически постоянно находится в экстремаль- ных условиях и предстрессовом состоянии. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и дру- гие социально негативные качества. В этой ситуации спортивный пси- холог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спорт- смену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Особенно актуальным присутствие психолога становится в сборных командах и игровых видах спорта, как заинтересованного, но не участвующего в борьбе человека.

К сожалению, неверие многих тренеров в возможности спортивной психологии вызвано их опытом неудачных попыток взаимодейст- вия с психологами в прошлом. Кратко рассмотрим некоторые типич- ные причины неэффективности работы связки «тренер – психолог – спортсмен».

Нередко психолога приглашают разрешить в сжатые сроки ситуацию, которая «созревала» давно. Но так уж устроена наша психика, что для разрешения большинства проблем требуется регулярное воз- действие в течение определенного промежутка времени, порой доста- точно продолжительного. Психолог не хирург – невозможно мгновен- но удалить страх перед соперником (упражнением, травмой и т.п.) или сформировать уверенность в победе на соревнованиях, это задачи психологической подготовки тренировочного процесса, а не настрой- ки на выступление. И когда психолог начинает это объяснять, то его порой обвиняют в непрофессионализме.

В повседневной жизни, когда человек приходит к психологу, он обычно хочет изменений и старательно выполняет рекомендации спе- циалиста. В спорте ситуация несколько иная. Как правило, тренер приглашает психолога, чтобы тот воздействовал на спортсмена, кото- рый не очень склонен к выполнению дополнительной работы. А так как многие психотехники, используемые в спортивной психологии (например, аутотренинг или идеомоторная тренировка), основаны на активном участии самого спортсмена, которого при этом невозможно проконтролировать, то может возникнуть ситуация, когда работа формально выполняется, а результата нет.

Но, конечно, чаще всего причина неэффективной работы психо- лога со спортсменом заключается в личности самого психолога. И де- ло здесь совсем не в отсутствии или наличии профессионализма, хотя это тоже важный фактор успеха. Мы почему-то не удивляемся, что врач-окулист не может поставить пломбу на зуб, но совершенно ис- кренне требуем универсальности психолога. А ведь спорт, особенно спорт высших достижений, – это очень специфичная область челове- ческой деятельности, и спортивная психология, естественно, тоже. Эта специфика проявляется уже на уровне различных видов спорта, и известны случаи, когда спортивный психолог, успешно работавший в одном из них, терпел фиаско в другом.

Среди прочих возможных причин неэффективности работы пси- холога со спортсменами можно назвать увлечение мистикой и био- энергетикой в ущерб серьезному анализу и планированию психологи- ческой подготовки, неадаптированность методик к конкретному кон- тингенту спортсменов, непонимание психологом внутренней сущно- сти конкретного вида спорта и т.д.

Эффективность подготовки спортсмена определяется его выступлением на соревнованиях, но даже самая совершенная подготовка не гарантирует победы. Именно непредсказуемость результатов и делает спортивные состязания всегда интересными как зрелища, поэтому поиски новых методов подготовки, тактики и стратегии соревнователь- ного поведения, творческие находки и неудачи – это удел всех участ- ников тренировочного процесса, в том числе и спортивного психолога.

История внедрения практических психологических методов в спорт в отечественной психологии начинается с 1954 года. В этом году была защищена первая докторская диссертация по спортивной психологии А.Ц. Пуни. Однако на данный момент многие вопросы спортивной психологии являются открытыми. К ним можно отнести и проблему изучения профессионально-важных качеств психолога в спорте.

С целью выяснить причины невостребованности и низкой эффективности деятельности психолога со спортсменами, как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений был разработан и проведен опрос. Респондентов также просили выделить профессионально- важные качества, которыми должен, на их взгляд, обладать психолог, работающий в области спорта.

В опросе приняли участие 32 специалиста в области спорта и спортивной психологии, которым было предложено ответить на во- просы анкеты о причинах невостребованности психолога в спорте.

Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что работа психолога в области спорта предъявляет требования к интеллектуальной, поведенческой, личностной и межличностной сферам деятельно- сти. Вот перечень наиболее часто встречаемых в ответах качеств, ко- торые, по мнению респондентов, являются необходимыми, для того
чтобы работа психолога в спорте была эффективна:

1. высокий интеллект;
2. теоретическая подготовка и опыт практической работы;
3. поведенческая гибкость;
4. коммуникабельность и способность устанавливать доверительные отношения;
5. личный опыт в качестве спортсмена;
6. чувство юмора;
7. способность к сопереживанию, эмпатичность;
8. терпимость и выдержка;
9. вовлеченность в работу.

Встречались и более оригинальные ответы: внешняя привлекательность; патриотизм; «психолог должен быть авторитетом»; «нет строгого перечня качеств. Любовь и уважение к людям (к каждому) профессиональные знания, желательно собственный опыт как спорт- смена, остальное – вопрос индивидуального стиля работы». С послед- ним приведенным мнением нельзя не согласиться, однако индивиду- альный стиль работы появляется лишь с опытом, успешность которо- го во многом обусловлена профессионально-важными качествами.

Большинство перечисленных профессионально-важных качеств могут относиться к психологу, который работает в любой сфере дея- тельности. Но очевидно, что работа психолога в области спорта предъявляет особенные, специальные требования к его личности. Учет таких особенных профессионально-важных качеств необходим при профессиональном отборе, профессиональной ориентации, а также при подготовке специалистов для работы в области спорта. Таким об- разом, изучение профессионально-важных качеств является перспек- тивной областью исследований, а также необходимым условием ре- шения проблем эффективности и востребованности психолога.

Профессиональным пространством спортивного психолога явля- ется спортивная деятельность; специфика его работы заключается в ориентации на изучение психических феноменов в реальных жизнен- ных ситуациях. Спортивный психолог имеет дело с реальными про- блемами реального спортсмена (ребенка, взрослого). Деятельность психолога в таких условиях строится не как рефлексия ученого по по- воду некоторой психической реальности, существующей безотноси- тельно к практике, а как особый тип изучения, понимания, которое способствует развитию человека.

Анализируя деятельность практического психолога в спорте, Г.В. Ложкин приходит к мнению, что основная работа психолога сводится к оказанию психологической помощи Другому. Проблемы другого – это и жизненные, и профессиональные проблемы. Психолог принимает их в форме задач и решает.

Неспециалист (тренер) сводит эти проблемы к типичным, для которых уже выработаны стандартные решения.
Далее психолог анализирует и разграничивает позицию другого, дифференцируя его ролевое и жизненное поведение.
Неспециалист (тренер) не различает множества ролей.

Психолог ориентирует другого в его целях, открывая иные типы взаимодействия. Неспециалист преследует свой интерес.
Позиция спортивного психолога основана на профессиональной рефлексии, позиция неспециалиста на его Я-концепции.
Исходя из этого, психолог передает отрефлексированную информацию другому в адекватной для него языковой культуре, соблюдая при этом этические нормы. Для неспециалиста «нет проблем» как в получении, так и в передаче психологической информации. Чаще всего он использует псевдоквалифицированный лексикон или перегружа- ет свою речь специальными терминами, подчеркивая исключительность собственного высказывания.

В «Словаре практического психолога» читаем: «Психолог практический – к его сфере деятельности относятся диагностика, психологическая выработка рекомендаций по изменению ситуации и непо- средственная работа с людьми, основанная на использовании специ- альных психологических техник». Данное определение слишком функционально, оно указывает на вполне конкретные этапы деятель- ности психолога. Но исчерпывается ли данная позиция арсеналом этих действий? Почему не указываются такие действия, как исследо- вание, консультирование, коррекция, использование «психологиче- ских техник» и т.д.?

Перед психологом в сфере физического воспитания и спорта стоят вполне конкретные задачи, определяющие его практическую деятельность. Структурно их можно представить в виде нескольких достаточно условных блоков.
Профессиональные знания. Они составляют основу формирова- ния психолого-педагогической культуры. Они включают мотивацион- ное звено, ансамбль профессиональных действий диагностического, развивающего, формирующего, терапевтического, корректировочного и консультационного характера и, что очень важно, способы компенсации собственных недостатков.

Знание спортивным психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, со- держания и практики является необходимой предпосылкой ее успеш- ного осуществления.

Профессиональные умения. Они представляют собой действия и «техники» психолога. Они выступают исходными элементами целост- ной технологии работы в соответствии с интересами спортсмена, тре- нера, команды, а также приемы мобилизации психических состояний, активизации психических ресурсов. В числе базовых компонентов можно выделить и способность регулировать свою мыслительную деятельность, психические состояния, осуществлять весь комплекс деятельностных элементов, образующих целостную технологию про- дуктивного профессионального труда психолога. Наиболее значимы- ми психологическими качествами спортивного психолога являются: самостоятельность суждений, проницательность, умение адаптиро- ваться к различным условиям и факторам.

Профессиональная позиция. Она представляет устойчивую систему отношений спортивного психолога, включающую конкретные установки, систему личных предпочтений и оценок внутреннего и внешнего опыта. Профессиональная позиция выступает общей детер- минантой его активности.

Позиция выражает способ самоопределения спортивного психолога, принятия и реализации им собственной профессионально деятельностной и личностной концепции.

Акмеологические инварианты. Они представляют компоненты профессионализма, которые обуславливают творческий потенциал.

Они включают предвидение, проницательность, притязания, мотивацию достижения, саморазвитие и другие, невостребованные ранее, профессионально значимые качества и индивидуальные особенности.

Видение спортивным психологом стратегии достижения вершин профессионализма и следование логике продвижения к ним предполагают прохождение ряда этапов, каждый из которых означает взятие очередного рубежа компетентности.


Литература:
1. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. – 1994. – №1. – С. 5-10.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: ФиС, 1986. – 182 с.
3. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
4. Ложкин Г.В. Психолог спорта в изменении профессиональной подготовки // Практична психологія та соціальна робота. – №5. – 2003. – С. 1-3.

 

 


::