|
IQ Compeo – обзор возможностей
Но после нескольких маршрутных полетов это чувство уходит, уступая место непонимаю того, как без всего этого можно было летать на соревнованиях раньше. Некоторые пилоты считают, что можно летать исключительно на интуиции так, как это делают птицы. Можно. Летать. Но птицы не соревнуются и им не нужно выжимать все «по максимуму» из погодных условий и возможностей своего аппарата. Мы принимаем решения в полете, исходя из определенной информации, которой владеем. Прибор – это не панацея, не заменитель пилота, а лишь источник необходимой информации. И очень важно доверять этой информации, чтобы быть уверенным в своих решениях. Для этого нужно понимать механизмы, по которым эта информация формируется в приборе, механизмы расчетов. Очень рекомендую всем пользователям Compeo детально изучить все, что касается поляры скоростей дельтаплана и теории оптимальных скоростей перехода McCready. Рекомендую также основательно ознакомиться с Руководством пользователя IQ Compeo. Общие характеристики прибораВключение и выключение прибора необходимо подтверждать. Прибор, по умолчанию, автоматически распознает старт и приземление. После приземления происходит автоматический расчет цифровой подписи полета (она необходима для регистрации рекордов и для участия в «он-лайн» соревнованиях, таких как DHV On-line contest). Следует подождать завершения расчета и выключить прибор. Размеры и вес. Примечание Примечание Прибор оснащен встроенным указателем скорости в виде трубки ПВД. Но к прибору также можно подключить и внешний скоростник. Необходимый разъем для этого есть (как и внутренние настройки прибора для переключения между ними; см. Руководство). Диапазон распознаваемых скоростей 30 – 150 км/ч. В приборе представлены 4 вида вариометров (фактический датчик конечно один, все остальное - это расчетные значения). Аналоговый (шкала на дисплее); цифровой (используется для усреднения скороподъемности); нетто-вариометр и усреднитель для использования в функции McCready. Аналоговая шкала отображает скороподъемность от -8 до +8 м/с и очень похожа по стилистике представления информации на шкалу Комфорта или Базиса. Вид шкалы можно изменить в настройках с полукруглой на прямоугольную (см. Руководство). Цифровой вариометр отображает значения от -70 до +70 м/с. Задержка
усреднения для цифрового вариометра - от 1до 30 сек. Усреднение для «глобального»
вариометра (McCready)– от 5 до 10 минут. Питание. Программное обеспечение прибора. Встроенная полифония? Цифровой фотоаппарат и зажигалка? Увы, отсутствуют. Некоторые неудобстваВсем хорош прибор, но есть несколько «но», которые добавляют небольшую «ложку дегтя к бочке меда». Трубка ПВД Кнопки. Подсветка экрана. Приятные особенности Автоматический звуковой контроль. Кроме того, прибор имеет массу настроек по «звучанию». Настраивается частота и тональность. Что позволяет Быстрая маркировка. Координаты для машины подбора? СоветыТеперь о приятном. Прибор «крут». Для соревнований и просто для маршрутных полетов даже можно сказать - незаменим. Сейчас я просто не понимаю, как я обходился без него раньше. Что такого особенного показывает прибор? Ну, к примеру, скорость и направление ветра. Прибор также отображает разницу скоростей. Разницу между воздушной скоростью и скоростью относительно земли. Просто знание скорости ветра не поможет получить эти значения по расчетам «в уме», так как еще нужно учитывать угол направления ветра, что делает эти расчеты в уме, скажем так, «напряжными». Из мелочей – температуру (внутри прибора); текущее время; полетное время (по умолчанию
- с момента старта, а не с момента включения прибора и до момента приземления, а не
выключения прибора – см. Мануал); воздушное давление; скорость относительно земли;
воздушную скорость; высоты; скороподъемности с различным усреднением; текущее
качество относительно земли (L/D – коэффициент планирования); расстояние до ППМ;
направление на ППМ в градусах; текущее направление полета в градусах; предполагаемая
высота прибытия на ППМ; предполагаемая высота прибытия на финиш; стрелка, которая Нетто-вариометрЧто это такое? Вариометр воздушной массы. Показывает реальную скороподъемность воздушной массы независимо от того, что в этой массе находится и с какой скорость «это» движется, а также какие аэродинамические характеристики оно имеет. Подробнее про вариометр воздушной массы рекомендую прочитать в научно-популярной литературе или, в крайнем случае, в Мануале. Могу лишь дать совет как это использовать на практике. Для начала нужно понять, что эта «фича» работает только тогда, когда прибор «знает» реальную поляру скоростей аппарата (к вопросу о поляре мы еще вернемся гораздо более подробно). Только так он может определить, с какой скоростью движется воздух «за бортом». Зная её (поляру) прибор делает выводы о скорости снижения аппарата на данной поступательной скорости и прибавляет это снижение к скороподъемности потока по обычному вариометру (грубо говоря). Все просто. Зачем? Ну представьте, вы летите на «зажатой» ручке к следующему потоку или на финиш. И вдруг обнаруживаете, что летите уже не в минусах, а в некоторых плюсах. И вот он - момент истины – толи отпустить ручку и посмотреть реальную скороподъемность потока (а стоит ли с ним вообще «заморачиваться»?) или все же «прошить» его не теряя драгоценных секунд и не расходуя понапрасну кинетическую энергию аппарата. Ответ на этот вопрос можно получить бросив мимолетный взгляд на дисплей прибора. В режиме «перехода», по умолчанию, прибор отображает вместо стандартного усреднителя как раз нетто-вариометр. И мы уже знаем скороподъемность потока, который собрались «прошить» и можем принять решение – остаться набирать, или всего лишь чуток временно сбросить скорость и лететь дальше. Про поляру скоростейТеперь немножко отвлечемся на технические детали. Как я уже говорил, прибору просто жизненно необходимо знать поляру скоростей вашего аппарата. Иначе почти все расчеты будут неверны. Что такое поляра скоростей и зачем она нужна? Если у вас возник этот вопрос – не рекомендую вам покупать Compeo. Он вам просто не нужен. Для тех, кто имеет хотя бы смутное представление о поляре, хочу уточнить некоторые моменты. Не существует стандартной поляры скоростей для данного типа аппаратов (для данной модели). Даже если производитель приводит эти данные у себя на сайте – это вовсе не значит, что именно ваш аппарат этому соответствует. Не потому что все производители злыдни, которые так и норовят обмануть покупателя. Просто слишком много различных факторов, которые влияют на этот почти мистический график. Даже если исходить из предпосылок, что повторяемость характеристик в данной модели аппарата у данного производителя почти абсолютная (чего на практике не бывает никогда), еще остаются, к примеру, такие вещи как: подвесная система пилота, нагрузка на крыло (как минимум для формирования оптимальной крутки), положение пилота на переходе, различные девайсы, которыми обвешан аппарат, степень изношенности обшивки, ну и все в том же духе. И это мы говорим для идеальной атмосферы. Про то, что атмосфера может быть отнюдь не идеальна, мы пока говорить не будем. Все-таки нам нужны аэродинамические характеристики летательной конструкции как таковой, абстрагируясь от суровой правды жизни. Теперь ближе к делу. Поляру необходимо снимать самостоятельно. Именно для вашего аппарата, для вашей подвески, для вашего шлема, для вашей манеры держать угол наклона подвески и «растопыривать» руки на переходе. И для вашего положения АПУ аппарата. В прибор поляра вбивается в виде 2-х «контрольных» точек. Точка по касательной минимального снижения и любая точка дальше по дуге, но не на максимальной скорости. Не забываем при этом указывать прибору высоту, на которой снимались эти точки. Проще говоря, встаете рано утром, затягиваетесь на аэробуксировке на 1000 м. И «гоняете» аппарат на различных скоростях по 10 сек. на каждую «площадку». Запоминаете значения снижения и вбиваете средненные данные в прибор. Тут главное не делать этого второй раз в этот же день, дабы избежать нервного стресса и разочарований. А вот по прошествии 50 часов налета – очень рекомендую повторить все заново (особенно если аппарат совсем новый). Не нужно льстить себе (своему аппарату) и смотреть на мир в розовых очках. И конечном
счете, вы будете «волосы рвать на голове» когда окажитесь на земле так и не дотянув до
потока, потому что выбрали слишком большую скорость перехода.
Я не зря уделил столько текста поляре скоростей. Это очень важная вещь, которая, так или
иначе, влияет на 80% всех выдаваемых прибором «рекомендаций». Именно рекомендаций. Нормальный человек просто не способен учесть и посчитать столько параметров за столь короткий промежуток времени. Оптимальная скорость планирования Теперь поговорим о том, что в приборе называется Required speed for Best Glide (скорость
оптимального планирования).
Зная свою поляру скоростей, мы легко можем посчитать свою оптимальную скорость для Посчитали? Не сложно, правда? Ну вы уже поняли наверно, к чему я клоню. Подобные расчеты, сколь простыми бы они ни были, сделать в воздухе очень сложно. Пока мы будем считать, условия успеют поменяться (особенно это касается «минусов»). Ценность этих расчетов «в уме» в нестабильной атмосфере равна почти нулю. С Compeo все намного проще. Перефразируя известное выражение «just do it» в «just look it» - просто посмотрим на прибор и увидим стрелочку рядом со шкалой указателя скорости. Вот эта стрелочка и указывает, какую скорость нам нужно выдерживать в данный момент, чтобы максимизировать дальность планирования. Проще уже просто некуда.
Об этой функции прибора я расскажу ниже. Как вы заметили, верные показания этой незаменимой «стрелочки» могут быть верными только тогда, когда мы ввели в прибор верные данные поляры скоростей. Нюанс Как определить выигрыш в потоке относительно проигрыша в сносе?У нас (у счастливых обладателей Compeo) есть одна очень полезная цифра – расчетная высота прибытия на ППМ. Эта цифра считается опять же исходя из данных поляры скоростей и представляет из себя расчет высоты, которая у нас останется, когда мы подлетим к ППМ (с учетом, в том числе, скорости и направления ветра). При этом
предполагается, что мы будем выдерживать оптимальную скорость планирования по
McCready, и минусов по пути не будет. Эта цифра может принимать как положительное
значение, так и отрицательное. Стоит ли продолжать набор? Или снос настолько сильный, что в итоге мы окажемся дальше от заветной цели, чем были? Очень просто – just look it. Смотрим на Alt ab.WP (высоту над ППМ) и если она увеличивается по мере набора – значит мы улетим в итоге немножко дальше чем были, если он уменьшается – значит снос слишком велик и, возможно (еще раз повторюсь, возможно), есть смысл бросить этот поток и лететь дальше искать следующий. Конечно, если речь идет о посадке, то продолжать набор есть смысл, даже если нас «уносит» назад/вбок. Поток может усилиться с увеличением высоты, либо по прошествии некоторого времени условия могут измениться (зародится более сильный поток или ослабнет ветер). Но если высоты еще хватает, возможно, есть смысл рискнуть и попытаться найти более сильный поток. В целом, вариантов на этот счет много и каждый принимает решение исходя из своего опыта данного дня или интуиции. Задача прибора – снабдить нас достоверной информацией, на основе которой можно принимать решения. Продолжение следует… Автор этого бреда - Артур Дзамихов
|
![]() |
|||||
О сайте :: Письмо админам |