Дельтадромы
 
В России и СНГ
За рубежом

Домбай


Хурзук

Одно из самых красивых и, пожалуй, самых сложных летных мест в России. Несмотря на то, что "Домбай - не школа гуманизма", его можно считать дельтадромом (местом, где можно осуществлять регулярные, в том числе маршрутные полеты). Одна изего уникальных особенностей - можно парить в термиках и летать маршруты в зимой.

Ниже представлено описание места, сделанное Артуром Дзамиховым

Итак...

Не смотря на то, что, как говорил Александр Евгеньевич Клёпов, "Домбай - не школа гуманизма", летать там можно. И на дельтаплане в том числе. Более того, я настаиваю, что это именно дельтадром. Т.е. место, где можно осуществлять регулярные, в том числе и маршрутные полеты.

По поводу "школы гуманизма"... да, летать там не тривиально. Точнее не всегда тривиально.
Сложность полетов - высокая.
Но чертовски красиво.

В чем заключается сложность?
В старте и в посадке. Старты высокие (до 3200 м.), посадок мало и они сложные.
Вот старт. Вот, вот и вот посадки.

Как доехать

На машине:
Со стороны Ростова. Едем в сторону Минеральных Вод. Не доезжая до Невинномысска километров 15 ищем поворот на Черкесск. Доехав до Черкесска, проезжаем его насквозь в строну Усть-Джегуты и Карачаевска. Доехав до Карачаевска, проезжаем его насквозь в сторону Домбая. На самом деле дорога там, по сути, одна. Заблудиться сложно.

Со стороны Юцы. Есть 2 варианта - через Черкесск и через перевал Гум Баши на Карачаевск. Выбор зависит от состояния дороги через перевал. Если она в нормальном состоянии, предпочтительнее через нее - там красивее и она короче. После поселка Учкулан вы, возможно, встретите знак "Проезд запрещен". На самом деле там все ездят. Знак поставили на случай плохого состояния дороги через перевал.

Рекомендую брать с собой цепи. Могут пригодиться, если будут снегопады и снежные заносы (в том числе в самом Домбае).

И, да. Речь идет про зимний период (февраль, март).

На поезде:
Доезжаем до Невинномысска. На вокзале ищем маршрутку до Домбая (в зимний сезон они там всегда "пасутся" )
Или из Минеральных Вод тоже самое - на вокзале часто бывают маршрутки в Домбай.

На самолете:
Из аэропорта Минеральные Воды по аналогичному сценарию - ищем маршрутку до Домбая.
Еще в Мин Водах с автовокзала ходит рейсовый автобус до Теберды. Расписание лучше уточнять. До автовокзала можно доехать на маршрутке или на такси.

Где жить

Зависит от бюджета.

Если бюджет позволяет, можно жить в самом Домбае в гостинице или на квартире.
Если бюджет ограничен, а сроки пребывания значительные (недели 2 или больше), рекомендую жить в Теберде и ездить в Домбай (25 км, 30 минут) на машине или на маршрутке. Цены в Домбае и Теберде отличаются в несколько раз.

Если решили жить в Домбае в гостинице, рекомендую гостиницу "Старый Домбай" (это гостиница прямо на станции старой канатной дороги - МКД или "маятника"). Преимущество проживания там есть... "маятник" - ваш путь наверх с дельтапланом. Гостиница принадлежит Байчорову Назиру, который также начальник МКД, а также президент федерации СЛА КЧР и основной покровитель всех летающих в Домбае. Цены порядка 800-1000 руб. с человека в сутки.

Можно жить в Домбае в частном секторе, снимая квартиру. Это может быть выгодно, если компания большая и неприхотливая (т.е. можно набиться в квартиру большим количеством тел). Цены порядка 1000-1500 руб. за 1-комнатную квартиру в сутки.

Что есть

Также зависит от бюджета.

Можно питаться в кафешках, а можно покупать еду в магазинах и готовить самостоятельно (если есть на чем готовить).
Средний обед в средней кафешке обходится 200-250 руб. с человека.
Цены на продукты как и везде. На некоторые категории могут быть чуть выше средних по стране.

КОГДА приезжать

Лучшее время - конец зимы, начало весны (февраль, март, апрель)

Летом полеты тоже возможны, но нужно иметь в виду, что а) может быть очень турбулентно и непредсказуемо в воздухе, б) без снега на речке, посадка на нее очень опасна (булыжники в рост человека), остается только контрсклон или улетать в Теберду (20 км. по прямой).

Ну вот мы приехали, поселились, и...

Рекомендую сделать несколько подготовительных вещей:

а) Зарегистрироваться в МЧС и взять номер дежурной части (обязательно), а также получить краткий инструктаж.
(если что, номер, на который звонить, чтобы вас спасли - +7 87872 58138).

Номер этот, как видно, не сотовый. Поэтому координаты нужно будет диктовать дрожащим голосом.

В Домбае есть 2 разновидности спасателей - МЧС и спасатели на трассе. Лучше взять телефоны и тех, и тех.

Вопрос - будут ли спасать? Ответ - будут. Но только тело. Аппарат и экипировку не будут (они останутся жить на ёлочках или где-нибудь на леднике).

Вертолет... в теории есть. На практике... ну вот честно сказать - не ждите.

Краткий инструктаж будет заключаться в том, что полеты над канатной дорогой (и опорами) на малой высоте категорически запрещены. Что считается "малой высотой" - не знаю. Также не понятно можно ли летать ПОД канаткой))

Примерно вот так выглядит Алик Семенов, начальник МЧС в Домбае.

б) Потратить 1 день на акклиматизацию. Т.е. заехать на самый верх, походить, покататься, посмотреть старт и т.п. и спуститься вниз. Без дельтаплана. Несмотря на то, что в Домбае не очень высоко (3200), высота чувствуется и с акклиматизацией будет легче и безопаснее

А, и еще - начальник всего летающего в Домбае - Рамиль Якупов (+7 9034503071). Перед полетами лучше подойти к нему, сказать "приехали,хотим летать" и получить инструктаж по погоде, а также вообще выслушать много полезных советов (действительно полезных). Если Рамиля не будет на месте, там наверняка будет кто-нибудь из парапланеристов-тандемщиков. У них тоже можно (и нужно) проконсультироваться, особенно по погоде.

Заезд на старт

В Домбае работают несколько канатных дорог, в том числе и новая (Доплмайр, или "яйца") - так вот нам она не нужна, дельтаплан туда не запихнешь.
Нам нужна старая канатка - МКД (маятник, вагончик).

Приходим на МКД с дельтапланом и подвеской, оплачиваем проезд (300 руб.), проходим на посадку (все еще с дельтапланом) и грузим аппарат на крышу вагончика. Канатчикам можно сказать, что это дельтаплан и вы собираетесь летать. На данный момент они в курсе что это такое и знают об особенностях его перевозки.

Совершенно нет никакой необходимости самому ехать на крыше (если аппарат привязать, он никуда не денется). Более того - это опасно. Опасность вовсе не в том, что можно подскользнуться и упасть (это вряд ли), а в возможном экстренном срабатывании тормозного механизма. Если сработает экстренный тормоз, вы улетите от туда вместе с дельтапланом и вряд ли сможете удержаться (скорость вагончика вполне приличная и при срабатывании он подлетает доставая до троса, т.е. почти 90 градусов). Экстренный тормоз обязательно сработает, как только отключат электричество. Его механизм устроен так, что мощный электромагнит раздвигает не менее мощные пружины пока есть ток. Как только ток пропадает - пружины схлопывают тормоз на тросу.

Если уж вы решили таки "покататься", будьте осторожны при проезде опор - нужно пригибаться, иначе можно достать головой до роликов.

После заезда на верхнюю станцию МКД и разгрузки аппарата идем через выход по лесенке на 6-ти кресельную канатку. Там все просто - аппарат в 4-х метрах помещается поперек кресел. Только необходимо соблюдать осторожность при посадке в подвеске с аппаратом (подвеску лучше вообще отдельно отправить с кем-нибудь). Эта КД доставит нас на так называемую 5-ю очередь. 3000 метров.

В принципе, стартовать можно и от туда. Но лучше заехать на 6-ю очередь (т.е. "до упора", пока не упремся в небо)))

Делается это также элементарно, но с одной разницей - аппарат поперек не помещается (даже если вам кажется, что помещается - это большая ошибка). Т.е. нужно держать аппарат на плече по ходу движения (вдоль) или, если с подвеской, то лучше садиться на кресло боком.

Дальше нужно пройти чуток вверх (метров 20) и вот мы на 3200... виды от туда:

Изображение

Изображение

Изображение

Отдельно по поводу пограничников и лесников.

Если посмотреть на фотку выше, то можно увидеть горы... те, что чуть левее - это ГКХ (Главный Кавказский Хребет). За ними - Грузия (точнее Абхазия). А Домбай находится очень близко к границе. И там водятся пограничники. Для того, чтобы минимизировать стресс при встрече с ними непосредственно после посадки, нужно (лучше бы) сделать пропуск в погранзону. Сделать его очень легко - в Теберде есть погранзастава. Туда нужно придти с паспортом, написать заявление и через 1-2 дня получить готовый пропуск. Имея на руках этот пропуск будет значительно легче объяснять бойцам "что я тут делаю в ущелье в речке с этой странной хреновиной".

Еще в Домбае есть Тебердинский заповедник. Туда ходить нельзя. Даже пешком. Там лесник. Если он поймает, "оштрафует". Нас это не очень касается, потому что он нас не поймает... лесники не летают. А в ущельях, где есть посадки, нет заповедника. Но они докапываются на тему полетов все равно - мол вы лосям размножаться мешаете :wacko: ... они видят страшную птыцу, пугаются и не размножаются :pardon: Но если вы не на территории заповедника - можно просто принять лесника к сведению.

Старт

Стартуем мы с горы Муса-Ачитара. Это там, где катаются лыжники и сноубордисты.
Стартов там много. Практически вся гора - это старт. Но... Все же рекомендую стартовать с самого верха (с 6-й очереди). Потому что там, обычно, ветер дует под углом 45-60 градусов, а на других стартах - 90.

Выглядит старт вот так:
Изображение

Нужно иметь в виду, что:
а) летать в Домбае при ветре (на самом верху) более 6 м/с (порывы до 8-ми), категорически не рекомендуется. Вам не понравится.
б) стартовать с попутно-боковым ветром по сугробам на высоте свыше 3000 метров у вас не получится. Ну не получится, и всё. Вы упадете. Поэтому лучше дождаться пока ветер поддует чуть в лоб (хотя бы градусов 45-60, как на фотке).

Разряженность воздуха при разбеге ощущается. В штиль такое ощущение, что стартуешь по ветру - аппарат просто не летит... долго не летит. Даже если дует небольшой встречный ветерок, все равно нужно бежать долго и упорно.

Посадки

Посадки в Домбае везде. Их много. Нет, это не бред.

Можно приземляться в контрсклон почти в любом месте горы Мусса-Ачитара. Но необходимо учитывать:
а) воздух разряженный, посадка по ветру может быть жесткой;
б) не следует приземляться на лавиноопасные склоны. Вероятность спустить лавину (вместе с пилотом и аппаратом) высока;
в) при посадке в глубокий снег вдали от накатанных трасс и подъемников, путь до подъемника может занять весь оставшийся день (а то и ночь). Передвигаться по снегу с дельтапланом, проваливаясь в снег с головой, крайне сложно.
г) стоит учитывать, что оценка рельефа, масштабов, размеров и расстояний в горах может быть искаженной. Особенно это касается рельефа, когда все засыпано равномерным слоем снега ("глазу не за что зацепиться") .
д) внимательно следите за наличием тросов конатных дорог и бугелей на траектории посадки, их иногда плохо видно с воздуха.

На Русскую поляну приземляться можно, но нужно учитывать, что от туда выходить придется довольно долго и муторно. Снег там, обычно, глубокий. В крайнем случае, можно выбраться без дельтаплана и потом приехать на снегоходе с кем-нибудь из местных. Приземляться лучше по направлению вверх по ущелью (скорее всего, это будет против ветра).

"Штатная" посадка - Аманауз. Русло реки в самом верховье.

Изображение

Посадка туда безопасна, только если там глубокий снег. Если посмотреть на фотку речки летом, станет понятно почему.

Заход и посадка осуществляются только со стороны поселка вверх по ущелью. Там уклон и попытки сесть в сторону поселка (вниз по ущелью) приведут к развешиванию на елках или на домах. С воздуха уклон может быть не заметен. По сути, это посадка немного в контрсклон. Но, что хорошо, ветер там обычно или отсутствует совсем, или встречный (вниз по ущелью).

Изображение

В случае, если ветер внизу дует со стороны Теберды (вверх по ущелью, так называемый "тебердец") внизу приземляться не рекомендуется. А если этот ветер еще и сильнее 6 м/с, то "тебердец там настанет". Лучше приземляться наверху в контруклон или, еще лучше, улетать в Теберду.

Также есть посадка с кодовым названием "вертолетная площадка". Она маленькая. Поэтому, промахнувшись, летите в русло реки. Есть 3 "минуса" в этом: а) в этом русле снег не задерживается (его сдувает) и поэтому там буераки; б) придется форсировать речку (лучше разуться); в) до поселка придется идти пешком километра 2-3.

Изображение

При полетах до Теберды, в некоторых местах можно приземляться на речку в ущелье. Но обращайте пристальное внимание на провода, которые пересекают речку в некоторых местах.

За поселком Теберда (на въезде со стороны Карачаевска) есть огромные поля, приземлиться на которые сможет даже небольшой самолет.
Однако имейте в виду - в Теберде часто (почти постоянно) дует сильный долинный ветер (по низам), со стороны Карачевска (вверх по ущелью). Планируйте долет с запасом, ожидая встрять в ветровую "пробку" на высотах 300-400 метров над поселком.

Про флаги

Вот и окончился круг -
Помни, надейся, скучай!
Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай.

Ю.И. Визбор, "Домбайский вальс"


Извините за метафору, но если вы решите полетать в Домбае (да и не только), когда с вершин срываются "флаги", - для ваших родственников это действительно могут стать "снежные флаги разлук". Могут и не стать. Как повезет. Вообще, полеты в горах при сильном ветре - мероприятие не очень приятное.

Флаги в данном случае - это снег, который срывается с вершин сильным ветром. При этом внизу или даже на уровне старта сильного ветра может и не быть (к примеру, вы можете находиться в роторе). Как правило, флаги образуются при ветре от 10 м/с (на высоте вершин).

Изображение

Про холод

В Домбае зимой летать очень холодно. В феврале температура в воздухе периодически опускается ниже -30. С учетом набегающего потока 40-50 км/ч в полете... это дубак. Экстренно сесть в случае, если началось обморожение, в Домбае может быть проблематично. Поэтому тщательно продумывайте свою экипировку. Больше всего страдают пальцы рук. Даже пуховые варежки и химические грелки не гарантируют решение проблемы.

Основной холод для пальцев исходит от металлического спидбара.
Сжимая спидбар, вы напрягаете пальцы и от них отступает кровь. Если кровь не циркулирует - это почти гарантированное обморожение.
Я обматывал спидбар полиуретановым уплотнителем и сверху липкой, двусторонней изолентой (чтобы не скользили руки). Это позволяет отчасти изолировать пальцы от металла. Еще есть смысл подумать о приеме Трентала перед полетом (без шуток).

Пара полезных ссылок:

Интерактивная панорама с 6-й очереди
http://www.dombayinfo.ru/foto_dombay/photo-pano2

Прогноз погоды для Домбая на высоте 3000 метров
http://www.snow-forecast.com/resorts/Dombai/6day/top


Подборка фотографий:

Домбай Домбай Домбай Домбай
Домбай Домбай Домбай Домбай

 



О сайте :: Письмо админам