Не вдаваясь в дебри аэродинамики, обясним все буквально "на пальцах"...
Итак. Летательный аппарат держит в воздухе подъемная сила. Откуда она берется? Коротко говоря, от движения ЛА, обладающего крылом определенной формы в воздушной среде, т.е. относительно воздуха. Движение в воздушной среде не может происходить само по себе и всегда является следствием приложенной силы. Что же может быть источником такой силы? Вы ответите - "двигатель", и будете правы. Двигатель, отталкиваясь от воздуха или реактивной струи, в зависимости от его конструкции, заставляет ЛА двигаться вперед. Однако, как же движется в воздухе безмоторное крыло, какая сила его движет вперед? Эта сила не берется из "ниоткуда" она есть всегда и называется силой тяжести или гравитацией. Именно она поддерживает определенную скорость ЛА относительно воздуха. Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления, на постоянное преодоление которой сила тяжести (а соответственно и запасенная высота) расходуется. Подъемная сила же является прямым следствием взаимодействия поверхности крыла ЛА с набегающим потоком воздуха. Внимание! Из этого следует самый жизненно важный факт для всех пилотов - Пилот живет скоростью! Если воздушная скорость ЛА будет меньше определенной величины, то генерируемая крылом подъемная сила не сможет нести суммарный вес пилота и ЛА, что неминуемо приведет к падению. Конечно, все не так страшно. Конструкции серийных дельтапланов и парапланов предусматривают автоматический выход из опасных ситуаций без вмешательства пилота или частичное предотвращение попадания в такие ситуации (в общем случае это называется устойчивостью). Однако за грубые ошибки пилотирования надо платить, и этой платой является потеря определенного количества времени и высоты, пока ЛА не восстановит нормальный (так называемый, балансировочный) режим полета. Отсюда опять-таки следует две вещи: первая - Чем выше тем безопаснее, и вторая (как дополнение к первой) - на малых высотах полета пилот должен быть предельно внимательным и недопускать грубых ошибок.
Пилот разгоняет ЛА до минимальной полетной скорости для данного
ЛА или даже немного больше (для гарантии). После чего делает управляющее движение на отрыв ЛА от
земли. В полете же пилот постоянно контролирует скорость, чтобы она никогда не
упала меньше, чем минимальная полетная скорость. Вот в общем-то и все, хотя нюансов
великое множество.
Теперь еще несколько слов о скорости. Отметим, что речь идет только о воздушной скорости, относительной скорости крыла и воздуха, который его обтекает. Эта скорость не зависит, от того "по ветру" или "против ветра летит ЛА". Мало того, в полете эти фразы ("по" или "против") просто абсурдны. ЛА всегда летит относительно воздуха в независимости от того в какую сторону и с какой скоростью движется сам воздух. Вы можете легко представить это наблюдая за моторной лодкой на реке. Относительно воды лодка будет двигаться с одинаковой скоростью в независимости от того по или против течения будет лежать ее курс. Относительно же берега такая лодка будет двигаться с разной скоростью (по течению - быстрее, против - медленнее). В нашем случае вода - это воздух, а берег - поверхность земли.
Тогда почему же пилот взлетает и заходит на посадку всегда
против ветра? Причина этому проста. В безмоторном варианте мы имеем лишь
ноги вместо шасси и можем двигаться (бежать) по земле со скоростью не быстрее
чем 7-8 м/с.
Да кстати, если у вас вместо ног будут шасси, это вовсе не
значит, что можно садиться в любом направлении. Даже большие самолеты,
посадочная скорость которых намного больше возможной скорости ветра, никогда не
нарушают этого правила: Взлетать и садиться только против
ветра!
|
|
О сайте :: Письмо админам |