Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

его конструкция позволяет определить теоретическое продолжение вертикальных прямых (рис. 1.14). Разместив несколько ППМ, можно построить "слаломную" трассу, где целью может являться облет ППМ или прохождение через воображаемые "ворота", составленные ими.

На рис. 1.15 показана простейшая трасса соревнований. Спортсмен от места старта летит к "воротам", проходит их и попеременно облетает первый и второй ППМ. Этот вид полетов обычно называют восьмеркой. Пилот получает очки за число пересечений. Очки не начисляются, если пилот вовремя не прекращает выполнение восьмерки и не долетает до установленной площадки приземления. При других, более сложных упражнениях может оцениваться и время, затраченное на пролет между отдельными воротами. В этом случае наибольшее число очков получает пилот, летящий с наибольшей скоростью. ППМ пригоден не только для сугубо технических упражнений. Если расстояние между ППМ составляет несколько километров, такой вид соревнований считается полетом на дальность, который выявляет мастерство пилота, его умение парить в термиках и знание своего Дельтаплана.

Рис. 1.14. ППМ (поворотный пункт маршрута). Верхний черный диск, при наблюдении точно по вертикали сверху, полностью совпадает с нижним оранжевым диском. При облете ППМ виднею- . шаяся и похожая на фазу Луны полоса нижнего диска ориентирует пилота. Облет ППМ контролируется спортивным судьей

Рис. 1.15. Упражнение "восьмерка"

900.png

ФАИ в течение трех лет после первого чемпионата мира, после многих доработок и уточнений издала дополнения к первоначальному варианту спортивного кодекса. Новые правила впервые были применены на чемпионате мира в Гренобле в 1979 г. Дополнения определяют, что любой планирующий аппарат является Дельтапланом, если он обеспечивает старт с ног. Установлено всего два класса. В классе 1 могут соревноваться лишь Дельтапланы с балансирным управлением, а в классе II - любой аппарат (разрешается также применение аэродинамического управления). Такая классификация больше соответствует современному уровню развития дельтапланеризма. За исключением некоторых оригинальных любительских разработок, все Дельтапланы управляются перемещением точки приложения веса тела пилота, а для жестких крыльев, судя по нынешним конструкциям, требуется аэродинамическое управление. Таким образом, классификация отделяет Дельтапланы от жестких крыльев, но позволяет им одновременно выступать в соревнованиях по классу II. Согласно новым правилам, на будущих чемпионатах мира среди различных видов соревнований полеты на дальность станут основными, поэтому, учитывая летные характеристики Дельтапланов, класс 11 предназначается в основном для жестких крыльев. Независимо от соревнований для определения мастерства

пилотов ФАИ учредила значки (рис. 1.16). Бронзовый значок присваивается пилоту, изучившему и сдавшему экзамен по теории и освоившему основные навыки полетов на Дельтаплане. В международных соревнованиях имеют право участвовать лишь те, кто заслужил этот значок.

Серебряными и золотыми значками награждаются пилоты, достигшие в дельтапланерном спорте высоких результатов.

Условия получения серебряного значка:

1) полет на дальность сверх 50 км;

2) полет с выигрышем высоты свыше 1000 м;

3) полеты на время (продолжительностью не менее 5 ч);

4) условия 1-3 выполняют за один или несколько полетов. Условия получения золотого значка: 1 ) полет на открытую дальность свыше 300 км (200 км с 1984 г. - прим. ред.);

2) полет по треугольному маршруту свыше 200 км с возвращением к месту старта.

Условия получения серебряного значка полностью совпадают, а условия получения золотого значка - в небольшой степени отличаются от условий получения подобных значков, учрежденных в планерном спорте. Планеристы сравнительно легко (за несколько лет обучения) могут выполнить предписанные нормы получения значков, а среди Дельтапланеристов к концу 1978 г. серебряных значкистов было лишь несколько человек, золотых - ни одного. ФАИ регистрирует рекорды по следующим показателям:

1) полет на открытую дальность;

2) полет по прямой до цели;

3) полет до цели с возвращением;

4) полет на выигрыш высоты.

При полете на открытую дальность пилот сам выбирает маршрут, а при полете до намеченной цели он должен определить предполагаемый маршрут до начала выполнения полета. Полет до цели с возвращением выполняется только по заранее определенному и замкнутому маршруту. Полетом на выигрыш высоты считается лишь высота, достигнутая при использовании восходящих потоков воздуха.

Отдельно фиксируются рекорды классов 1 и II Дельтапланов, а также женские и мужские. Всего регистрируются около 16 различ-

901.png

Назад.

Вперёд.