Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

800.png

Рис. 1.13. "Феникс"-10 - самый сложный и самый дорогой Дельтаплан третьего поколения. Кm ах=10 крыла достигается путем скрытого расположения поперечной балки в полости двойного паруса

отличались от предыдущего поколения большей маневренностью и диапазоном скоростей. Правда, их К существенно не возросло.

Бурно развивающийся новый вид спорта требовал определенной организации, которую первоначально пытались осуществить национальные федерации планерного спорта. В первую очередь, они пытались обеспечить безопасность полетов Дельтапланеристов. С этой целью были сформулированы требования к конструкции и прочности Дельтапланов и разработаны инструкции по обучению и подготовке пилотов. К национальным соревнованиям, организованным федерациями, допускались только аппараты, отвечающие установленным требованиям, и пилоты соответствующей квалификации. Безопасность, улучшение летных характеристик, рекордные достижения, и не в последнюю очередь, коммерческие соображения требовали оперативного распространения информации. Так в отдельных странах появились журналы по дельтапланеризму. Ныне имеется около дюжины зарубежных специализированных журналов, которые рассказывают о последних событиях дельтапланерного спорта.

Первое подытоживание результатов в международном масштабе является заслугой хорошо известной английской спортсменки Энн Уэлш. Результаты своих исследований, проведенных в 1974 г., она предоставила Международной авиационной федерации (ФАИ), как центральной организации, объединяющей различные виды авиационного спорта в международном масштабе. Ее предложение о том, чтобы комиссия планерного спорта ФАИ взяла Дельтапланеристов под свою опеку, было отклонено, однако была создана самостоятельная комиссия по дельтапланеризму СИВЛ (CIVL). Работу вновь созданной комиссии торопила готовящаяся первая всемирная встреча Дельтапланеристов, которая состоялась в марте 1975 г. Соревнования, в которых участвовало 300 человек из более чем 20 стран, несомненно доказали, что дельтапланеризм - вполне определившийся вид спорта и его организация в международном масштабе становится неотложной задачей.

На всемирную встречу из Соединенных Штатов "прибыло" шесть Дельтапланов второго поколения. Их преимущества были столь очевидны, что ФАИ первым своим долгом посчитала создание классификации типов Дельтапланов и выдвинула на первый план в соревнованиях Дельтапланеристов мастерство пилота. Методы проведения и оценки результатов соревнований ФАИ регламентировала в спортивном кодексе, который отменил все прежние рекорды по высоте точки старта-и продолжительности полетов и в то же время определил точные правила регистрации рекордов на выигрыш высоты и дальности полетов. И наконец, ФАИ официально объявила об организации первого мирового чемпионата по дельтапланеризму, который состоялся в сентябре 1976 г. в австрийском городе Кессен (Kossen).

Чемпионат мира 1976 г. явился хорошей проверкой ' спортивных предписаний ФАИ. Участники соревнований одну часть суммы баллов получили за продолжительность полета, а другую - за точность приземления. Соревнования проводились в трех классах Дельтапланов. Первый класс в соответствии со строгими ограничениями размеров каркаса и купола объединял исключительно Дельтапланы первого поколения. Во втором классе могли соревноваться любые Дельтапланы с гибким крылом, имеющие балансирное управление. К третьему классу относились любые конструкции, с помощью которых можно стартовать с ног, т. е. практически все типы Дельтапланов, в том числе с жестким крылом.

Однако дельтапланеризм развивался настолько стремительно, что такая классификация - и упражнения на соревнованиях вскоре уже не отвечали возросшему уровню. О Дельтапланах первого поколения создалось единодушное мнение: летные характеристики крайне низки, а устойчивость - сомнительная, поэтому Дельтапланы этого класса подлежат совершенствованию или ликвидации. Выполнение полетов на точность приземления тем легче, чем примитивнее Дельтаплан, поэтому и получилось так, что в третьем классе "Рогалло" одержали победу над "жесткими крыльями". Полеты на время показали, что Дельтапланы второго поколения по своим показателям не уступают жестким крыльям. Конечно, многое зависело и от везения. Те, кто стартовал в солнечную погоду, могли продержаться в воздухе даже 10-20 мин, а те, кому не повезло с солнцем, "съедали" 600-метровую высоту от старта до приземления за 5-6 мин. Перед ФАИ встала трудная задача. Необходимо было привести правила соревнований в соответствие с основными целями полетов на Дельтапланах (полета на дальность, высоту), которые приобретали все большее значение, и разработать виды состязаний, в большей степени выявляющие мастерство Дельтапланеристов. Образцом для этого послужили технические состязания, распространенные в странах с развитым планеризмом.

Самым важным элементом .технических состязаний является поворотный пункт маршрута (ППМ). ППМ размещают на земле,

Назад.

Вперёд.