Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

8100.png

Рис. 6.8. Как это представляет Дан Пойнтер, почетный президент СИВЛ (CIVL)

пикирования за один месяц оказалось достаточно, чтобы прекратить производство этих дельтапланов, и после менее чем полугодового промышленного производства приступили к доработке его конструкции.

5. Неквалифицированная буксировка. Нарушение хотя бы одного из основных требований безопасности при буксировке может привести к опасным для жизни ситуациям. Происшествия при буксировке происходят почти исключительно из-за грубых ошибок, вызванных нарушением элементарных правил предусмотрительности и осторожности. Автор одного учебника [14] иллюстрирует подобного рода буксировки картинкой, приведенной на рис. 6.8.

Большинство технических нарушений имеет в своей основе небрежность или недисциплинированность. Отсюда главный вывод: обрести крылья- не техническая проблема, а проблема самовоспитания.

6.3. Что зависит от пилота?

Существует немного опасных ситуаций, когда у пилота не остается шансов на спасение. Пилот должен в любом случае всеми средствами бороться за свое спасение. Ниже приведены рекомендации, которым необходимо следовать при возникновении критических ситуаций.

Человек легко подвергается травмам, а падение с высоты 5- 10 м может привести к фатальному исходу. Случается, что пилот теряется и не может управлять аппаратом, однако приземляется, не получая каких-либо травм. Происходит это потому, что падение пилота, прикрепленного к дельтаплану, амортизируется куполом площадью около 20 м2. В качестве основного правила надо отметить, что отцепляться от дельтаплана до приземления запрещается.

Водителя автомобиля защищает кузов машины, а пилота спортивного самолета - вся конструкция. Защита не была бы эффективной, если бы и водитель и пилот не имели привязных ремней, крепящих их к сиденью. С этой точки зрения дельтаплан не лишен некоторых недостатков. Подвешенное, как на качелях, тело пилота может травмироваться элементами конструкции аппарата, ручкой управления, тросами. Если пилот встанет ногами на ручку, крепко взявшись руками за ее боковые стойки, то опасность ему угрожает уже в меньшей степени (рис. 6.9). При падении силовой каркас

аппарата и трубы ручки работают как амортизаторы, их деформация в значительной степени поглощает энергию удара. От осознания возникновения опасной ситуации до удара о землю проходит немного времени, поэтому подъем на ручку управления полезно отработать заранее.

Появление в полете какого-либо дефекта конструкции, как правило, не приводит к полной потере управляемости аппарата. С поврежденным крылом полет можно продолжать, не подвергая аппарат перегрузкам. В Венгрии холмы полностью или частично покрыты кустами и деревьями. Тонкие ветви, покрытые листвой, лучшие друзья пилота, попавшего в опасную ситуацию. Как тысячи пружин, они без удара уменьшают скорость падения. Оказаться на кроне дерева - большая удача для разрешения критической ситуации - ни пилот, ни аппарат не получают повреждений. В местности, совершенно непригодной для посадки (промышленный район, жилые здания и сооружения), крона даже единственного дерева может оказаться спасительной. В окрестности стартовых площадок рубка деревьев допускается только в ограниченном количестве, при этом ветви надо складывать на месте вырубки, чтобы они служили средством ловли "обезьян"- неудачно приземляющихся пилотов. Остатки стволов вырубленных деревьев, возвышающиеся над грунтом всего на 15-20 см, могут стать причиной тяжелых травм, поэтому стволы надо срезать до уровня грунта. Опасны торчащие из земли валуны или острые камни.

Дельтаплан, "свивший гнездо" на кроне дерева, осторожно снимают оттуда, стараясь не поломать ветви. Это вызвано не только желанием сохранить окружающую среду. Понапрасну искалеченные ветви представляют опасность для очередного "любителя гнездования". Пилот, оказавшийся среди ветвей на кроне дерева, должен страховать себя от падения, крепя карабин подвески за тросы дельтаплана..

Даже тонкая одежда защищает пилота от ушибов и ссадин. При высотном полете под основанием облака даже при летней изнуряющей жаре пилот может попасть в воздушные массы с температурой, близкой к 0╟С. Ледяной пронизывающий воздух, обтекающий тело пилота, может послужить причиной обморожения, суставных и ревматических заболеваний, если одежда не соответствует условиям полета. Хорошо защищает пилота толстое нижнее белье и комбинезон из воздухонепроницаемой ткани (типа горно-

8101.png

Назад.

Вперёд.