Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

7600.png

7601.png

Рис. 5.12. Простейший способ обеспечения безопасной буксировки:

1- буксировочный фал; 2 - помощник, ограничивающий тягу буксировки; 3-наблюдатель; 4-страховочная стропа

Рис. 5.11. Сигналы при буксировке:

а - увеличить скорость; б - уменьшить скорость

быть обеспечена с помощью упоминавшегося выше элемента разрыва.

3. Постоянный контакт между пилотом и буксировщиком. Выбрать нужную скорость буксировки можно только приблизительно. Буксировщику в этом помогает постоянное наблюдение за ветром вблизи земли, за провисанием буксировочного каната. Вследствие сдвига ветра скорость ветра меняется с высотой, кроме того, на дельтаплан могут воздействовать термики, порывы ветра, поэтому пилоту необходимо своевременно передавать информацию на землю о требуемой скорости движения буксировщика (рис. 5.11). Поджимая то одну, то другую ногу ("езда на велосипеде"), пилот подает сигнал, что скорость мала, т. е. просит ее увеличить. Разводя и сводя вытянутые ноги, пилот подает сигнал, что скорость велика, т. е. необходимо уменьшить скорость буксировки. Наблюдатель, сидящий в автомобиле, на основании этих сигналов дает водителю команды на уменьшение или увеличение скорости. Целесообразна доработка управления автомобилем таким образом, чтобы наблюдатель при буксировке мог регулировать газ, а водитель лишь выполнял трогание с места и управление автомобилем.

Описанные сигналы, подаваемые ногами, широко применяются в различных странах независимо от типа подвесной системы. Однако этот способ подачи сигналов имеет недостаток: если длина буксировочного фала превышает 500 м, сигналы трудно отследить. Не помогает в этом случае и применение ярких цветных тканей. К сожалению, других зарекомендовавших себя способов сигнализации в настоящее время не разработано, поэтому максимальная длина буксировочного фала ограничена видимостью сигналов пилота.

К подобным же проблемам привел бы и старт с лебедкой. Для того чтобы достичь высоты, необходимой для осуществления полетов в термиках, длина буксировочных фалов должна превышать 1000 м, лишая, таким образом, механика, управляющего лебедкой, возможности видеть сигналы пилота. Эту проблему можно решить, используя радиосвязь, но тогда потребуется дополнительное специальное оборудование.

4. Возможность двусторонней отцепки. Помимо установленного на дельтаплане устройства отцепки важно, чтобы таким же устройством был оснащен и буксировочный автомобиль (управление им должен выполнять наблюдатель). Для буксировочных барабанов и лебедок эту функцию выполняет специальное устройство - тросоруб.

Практическим примером, отвечающим основным требованиям безопасности, может служить описанный ниже способ буксировки (рис. 5.12). Сняв крышку багажника и дооборудовав его соответствующим образом, помощник, сидящий в багажнике, регулирует величину тяги буксировщика. К концу буксировочного троса прикреплена рукоятка, которую он обязан отпустить в случае опасности. Физически развитый человек в этом положении может в течение длительного времени выдержать нагрузку 50-60 кг, вполне достаточную для буксировки. Если сила тяги начнет превышать это значение и помощник оказывается на грани риска быть выброшенным из автомобиля, то он должен будет отпустить рукоятку. Для того чтобы помощника не отрывало от автомобиля и он не выпал из багажника, необходимо применять ремни безопасности. Помощнику не следует привязываться к багажнику или закрепляться каким-либо другим жестким способом, так как при этом можно развивать руками кратковременное усилие более 100 кг.

Залог успешного старта - быстрый набор скорости буксировщиком. Водитель автомобиля при трогании с места должен стараться достичь максимального ускорения. Пилот удерживает дельтаплан, притормаживая, чтобы буксировочный трос не провисал. После набора высоты буксировочный трос необходимо как можно скорее сбросить! Если же отцепное устройство дельтаплана не работает, необходимо уложить трос на землю, совершая крутые спирали над буксировщиком, опуститься и произвести посадку.

Буксировка дельтапланов второго поколения требует еще большего внимания. Случается, что при скорости буксировки выше оптимальной при отклонении полета от направления буксировки более чем на 15-20╟ дельтаплан невозможно вернуть в нормальный режим полета. Аппарат вырывается как из пращи. Если автомобиль вовремя снизит скорость, то можно избежать аварийной отцепки. Залог безопасной буксировки заключается во взаимопонимании и координированных действиях пилота и буксировщика.

Назад.

Вперёд.