Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

7500.png

7501.png

Рис. 5.9. Устройство отцепки, не отвечающее требованиям прочности

2. Ограничение нагрузки на буксировочный фал до определенного предела. Без разрушения аппарат может выдержать пяти-шести-кратную нагрузку, однако нагрузка на буксировочный фал, превышающая вес пилота, приводит к ухудшению и даже потере управления аппаратом. Простым решением этого вопроса является включение в буксировочный трос элемента разрыва. Этот элемент представляет собой шнур небольшой длины, сплетенный из тонких ниток, который оттарирован приблизительно на 80 кг. Если его прочность будет выше, то аппарат может стать неуправляемым, что может привести к сваливанию или к опрокидыванию.

Появление в 1977 г. автоматического барабана в устройстве буксировочной лебедки привело к революции в буксировочных полетах. Торможение такого барабана происходит за счет гидравлического ограничителя момента. Пилот стартует при начальной длине троса 45 м и за время набора высоты и полета постепенно выбирает трос с барабана. После отцепки аппарата электродвигатель, питающийся от аккумулятора автомобиля, приводит во вращение барабан, сматывающий буксировочный трос. Падение троса затормаживается с помощью небольшого парашютика, и трос практически не касается земли. Разумеется, применение этого сложного оборудования не всегда возможно. Безопасность полета может

7502.png

Рис. 5.8. "Плоский змей"

шими при буксировке. Буксировочные полеты за автомобилем, получившие распространение в начале 70-х годов, рассматривались, как необычные цирковые представления. С увеличением длины буксировочных фалов появилась реальная возможность добраться до тер-миков. Сейчас для дельтапланеристов (как в планерном спорте), буксировка стала средством для спортивных полетов. Как известно, в планерном спорте буксировку за автомобилем быстро заменили буксировкой специальной лебедкой. При старте с лебедки тянущий канат с необходимой скоростью наматывается на барабан. При строгом соблюдении основных правил буксировки, выработанных в планерном спорте в течение многих десятков лет, ее можно использовать и в дельтапланеризме, если дельтаплан удовлетворяет необходимым требованиям прочности. Для обучения полетам над водой часто используют метод обучения с помощью буксировки, не представляющей для пилота особой опасности. Имеются основополагающие требования, несоблюдение любого из которых может привести к опасным для жизни ситуациям. Ниже обобщаются основные требования по безопасности буксировочных полетов.

7503.png

Рис. 5.10. Отвечающее требованиям прочности регулируемое устройство отцепки:

1 - шарнир; 2 - трос

1. Удовлетворяющее требованиям прочности и правильно расположенное устройство отцепки. Требованиям прочности не соответствует такое устройство, которое при буксировке не выдерживает тех же нагрузок, приходящихся на элементы рулевой трапеции, которые возникают при нормальном полете. Нагрузка, действующая при буксировке (рис. 5.9), скручивает ручку управления и сгибает боковые трубы трапеции, поэтому такое устройство нельзя применять для дельтапланов, созданных для обычных полетов. Если же применяют такое отцепное устройство, то ручку управления необходимо усилить более прочными трубами, выдерживающими создаваемые при буксировке нагрузки на скручивание и изгиб. Правильное размещение устройства отцепки позволяет во время буксировки обеспечить пилоту управляемость дельтаплана. Высоту расположения устройства отцепки, показанного на рис.5.10, регулируют с помощью верхнего троса. Слишком высокое расположение устройства может привести при старте к "утыканию" аппарата носом в землю, а слишком низкое его расположение приводит к тому, что старт начинается слишком круто и пилоту невозможно взять на себя ручку управления для уменьшения угла атаки. Отсюда следует, что для регулирования положения устройства отцепки необходимо провести несколько пробных буксировочных полетов.

Назад.

Вперёд.