Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

шой уверенностью определено место максимального подъема. Если подъем длится только 3-4 с, это означает, что термик слишком узок, и только пилот с большим опытом парящих полетов сможет выполнять "узкие" спирали. Пилот, осваивающий парящий полет, должен стараться, чтобы он проходил со средней скоростью подъема, выполнять пологие простые спирали (20 с), не затрачивая усилия на кратковременные подъемы продолжительностью 1-2 с. Лишь приобретя соответствующий опыт, пилот может переходить к выполнению спиралей с малым радиусом и использованию маневра изменения направления разворота в противоположную сторону.

Пилот, впервые оказавшийся на большой высоте, несмотря на теоретические знания и логические доводы, ощущает чувство неуверенности. Он хорошо понимает, что ничто не могло измениться (ни воздушный поток, ни аппарат), однако он управляет дельтапла-ном скованно, и ему снова хочется очутиться, как можно ближе к склону. Эти чувства можно считать совершенно естественными. На высоте 50-100 м всегда была возможность наблюдать за чем-то возвышающимся над поверхностью: вершиной горы, деревьями, столбами и другими ориентирами. С высоты в несколько сот метров предметы на местности сглаживаются и нет ничего, на что можно было бы ориентироваться. Выходом из этого непривычного положения является отвлечение внимания. Пилот может начать отсчет времени выполнения спиралей, наблюдение за положением горизонта или за местностью, открывающейся внизу под ним, и стараться, чтобы вращение было равномерным. Неуверенность пилота тут же пропадает, как только вблизи него появляется пилот на другом дельтаплане.

Пилота, привыкшего к полетам в спокойной обстановке, может напугать необычная сила болтанки в термиках. От волнения он судорожно цепляется за ручку управления и, боясь очередного толчка, теряет способность сохранить подъем. Его боязнь может быть оправдана, если происходит неоднократная потеря несущей способности купола, предупреждающая о турбулентности опасной степени. Такие термики необходимо покидать. У большинства термиков болтанка, приводящая к потере управления, означает границу термика или приближение к ней. Ядро термика, как правило, спокойно. Чем лучше пилот использует восходящий поток и набирает большую высоту, тем в более "мягких" условиях он, как правило, оказывается. В слабых термиках на малой высоте, обеспечивающих хотя бы нулевую скорость снижения, надо не терять настойчивость и выполнять спирали. Иногда требуется подождать 10 мин, пока начнется небольшой, почти незаметный подъем, и лишь позже он переходит в более мощный.

"Прыжок" в термик требует особого внимания, терпеливости и осторожности. Если погода благоприятствует, термические пузыри постоянно отрываются от склона. Большинство таких пузырей представляет собой так называемые "трясучие" тепловые пузыри небольших размеров, существующие короткое время. Все-таки сто-

ит использовать даже эти "термики-козлики", ведь набрав высоту будет легче найти сильные восходящие потоки. Порывы ветра также говорят об образовании термика. При ветре, недостаточном для парения, стартовать можно, когда интенсивное раскачивание деревьев подсказывает, что идет порыв. Летая над склоном, можно наблюдать, что деревья и кусты в отдельных местах качаются сильнее и снизу вверх по ним пробегают волны, что предвещает появление термика. В данной местности при благоприятных погодных условиях термик образуется в определенных местах. Путем картографирования мест расположения этих своеобразных "фабрик термиков" можно с большей вероятностью находить восходящий поток.

Измерения, проведенные с самолетов, показали, что самая сильная турбулентность образуется над склонами высотой несколько сот метров. Таким образом, из-за близости склона и наличия других аппаратов необходимо избегать излишнего маневрирования и, в первую очередь, выполнения крутых разворотов, которые могли бы привести к возникновению опасных ситуаций.

При полете на дальность после достижения основания облака, пилот должен лететь в определенном направлении и искать другой термик. О том, как строить маршрут, определять скорость полета, учитывать влияние восходящих и нисходящих потоков, имеется достаточно рекомендаций 16, 16] . Эти рекомендации и методы расчета выработаны применительно к полетам пилотов-планеристов. Рекомендации направлены на достижение максимальной средней скорости. Из-за относительно низкого аэродинамического качества дельтапланов главным для дельтапланеристов является достижение ближайшего термика, поэтому они стараются пролететь между тер-миками с максимальным аэродинамическим качеством. Главное правило при перелете между термиками состоит в том, что в нисходящей зоне и при лобовом ветре скорость должна быть больше скорости максимального качества, а в восходящей зоне и при попутном ветре необходимо выдерживать скорость меньшей скорости максимального качества.

Способ старта буксировкой - ровесник дельтапланеризма. Во второй половине 50-х годов ставший модным так называемый "плоский змей" мог держаться в воздухе только с помощью буксировки (рис. 5.8). В начале 60-х годов на смену плоскому змею пришло крыло Рогалло, на котором пилоты соревновались, отцепившись от буксира, в выполнении различных фигур простейшего пилотажа и точности посадки. Вскоре они освоили свободный старт с береговых склонов и устремлялись в воздух над водными просторами, гарантировавшими безопасную посадку, потому что именно при буксировке дельтаплан подвергался самой большой нагрузке и большинство несчастных случаев было связано с разрушением аппарата или проблемами управления, возникав-

Назад.

Вперёд.