Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

7300.png

Рис. 5.7. Маневры в термиках:

а,в-расширение спирали; б-снижение; г-изменение направления разворота в противоположную сторону

На рис. 5.6 показана структура термика, имеющего более одного ядра и неравномерное поле восходящего потока. У пилота-дельтапла-нериста в таком случае имеется возможность выбора. Может оказаться выгодным выполнять пологие спирали в полете продолжительностью 30 с, сохраняя при этом стабильную среднюю скорость подъема и трижды пересекая за это время зону восходящего потока. С другой стороны, можно попытаться удержать аппарат в зоне самого сильного подъема, совершая полет по спирали малого радиуса за 10 с. Ядро внутри термика "живет", оно перемешивается, исчезает, вновь образуется, поэтому пилот, выполняющий спирали, пользуясь первым способом, может оказаться в более благоприятном положении. После входа в восходящий термический поток необходимо продолжить прямолинейный полет в течение 5-10 с, а затем начать выполнение спирали. Если при прямолинейном полете термик стремится накренить аппарат в сторону, то спираль следует "закручивать" в противоположную сторону. Если кренящий момент термика настолько велик, что начать полет по спирали в противоположную сторону можно только после "борьбы" с ручкой управления и лишь со значительным опозданием, то лучше покинуть зону подъема (рис. 5.7,6). По расположению предметов на местности или ориентированию по горизонту необходимо запомнить направление, при котором был ощутим самый сильный подъем! Когда дельтаплан развернется от этого направления на 270╟, следует прекратить разворот и "расширить" зону поиска. Нос дельтаплана направлен сейчас в сторону направления максимального подъема. После 5-10 с полета по прямой надо начинать разворот, совпадающий по направлению с предыдущим! Если в спирали не отмечается изменения подъемной силы, то аппарат, вероятно, находится в центре восходящего потока и в дальнейшем увеличивать радиус спирали следует лишь тогда, когда появится ощущение изменения подъемной силы. Основное правило при проведении этих маневров: при входе в восходящий поток увеличивать, а при выходе в нисходящий поток уменьшать радиус виража (рис. 5.7,в) ! Эффективным, но требующим большого опыта маневром нахождения ядра термика является маневр с изменением направления разворота в противоположную сторону (рис. 5.7,г).

По отношению к парящим полетам в динамическом потоке обтекания полеты в термиках требуют значительно большего опыта. Правда, здесь многое совпадает с условиями оптимального использования потоков обтекания. Тот, кто летает со слишком большой скоростью, не доводя ее до скорости, соответствующей минимальному снижению дельтаплана, не сможет успешно набирать высоту как над склоном, так и в термиках. В обоих случаях, выполняя парящие полеты, не следует управлять аппаратом слишком частой работой ручки управления. Если пилот часто кренит аппарат то в одну, то в другую сторону или все время берет и отдает от себя ручку управления - одним словом, "накачивает" высоту, то он не только увеличивает скорость снижения аппарата, но и лишает себя возможности ощущать скороподъемность, непрерывно изменяя крен, угол атаки, испытывая ускорение, вызываемые скольжением.

Ощущение подъема при парении в термиках довольно своеобразно.

Летая над склоном, сопоставляя скорость ветра и характеристики склона, можно сделать вывод о месте нахождения зон восходящего потока, они будто бы становятся видимыми. При парении в термиках ускорения, испытываемые пилотом, дают представления о подъеме. В дальнейшем при выполнении маневров имеющуюся картину восходящих потоков надо постоянно корректировать.

В качестве тренировки перед полетами в термиках очень полезно сначала "попарить" в воображении, т. е.- поупражняться в сужении и расширении спиралей в различных предполагаемых ситуациях с помощью карандаша и бумаги.

Чтобы хорошо летать в термиках, надо грамотно пользоваться вариометром. Некоторые вариометры дают показания вертикальной скорости с запаздыванием на 10-20 с. Практика показывает, что парящие полеты можно совершать даже с простейшими вариометрами, грубо оценивающими среднюю величину вертикальной скорости, с запаздыванием на 5 с. Вариометр служит в первую очередь для контроля; зону восходящих потоков пилот может определить без помощи приборов на основе ощущений вертикальных ускорений и по изменению шума воздушного потока. Значит, определять траекторию полета в термиках следует на основе ощущений, с контролем (1-2 раза) режима полета по вариометру на вираже. Пилот, "загипнотизированный" показаниями прибора, теряет возможность оценивать структуру термика, кроме того, слежение за стрелкой отвлекает его от постоянного наблюдения за летающими вместе с ним другими пилотами.

Начинающему пилоту при полетах в термиках предстоит встреча с рядом неприятных обстоятельств. Болтанка, встречающая пилота на границе термика и в нем самом, не означает неиспользованный восходящий поток. При входе в термик сначала необходимо сосредоточиться на выполнении непрерывных спиралей с постоянным радиусом и креном. Радиус можно увеличивать лишь после выполнения двух-трех спиралей, лишь после того, когда с боль-

Назад.

Вперёд.