Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

7200.png

Рис. 8.5. Распределение скорости в восходящем потоке термика и радиус спирали. Термики: 1 - сильный, 2 - обычный; 3 - узкий

лагать максимум усилий, чтобы восстановить полетный режим ставшего вдруг неуправляемым аппарата. Толчок и броски могут продолжаться и внутри термика - это так называемый трясучий термик. Для Венгрии трясучий термик является наиболее типичным. Но сила тряски очень редко и лишь на секунды превышает тот уровень, при котором теряется управление аппарата. Спокойный термик является довольно редким явлением, с ним можно встретиться во второй половине дня в штилевую погоду летом. Представим себе, что дельтаплан пересекает термик по диаметральному направлению со скоростью 10 м/с. Исходя из рисунка 5.5, легко рассчитать, что через так называемый обычный термик диаметром 300 м дельтаплан пролетит за 30 с, через узкий термик - за 10-20 с, а через плоский термик - за 1 мин. За один пролет через термик можно выиграть высоту 30-40 м, но для того чтобы иметь продолжительный подъем, надо выполнять спирали.

Спирали выполняют для поиска зоны наибольшей скорости подъема. Для этого необходимо учесть следующих два момента:

1. Чем меньше радиус выполняемых виражей, т. е. чем уже спираль, тем больше приближение к наиболее мощной восходящей части термика - его ядру.

2. Чем меньше скорость снижения при выполнении виражей, тем большая часть вертикальной скорости восходящего потока расходуется на подъем аппарата. Следовательно, выполняя спирали, необходимо лететь со скоростью, соответствующей минимальной вертикальной скорости крыла, независимо от крена дельтаплана. Однако эта скорость лишь едва превышает скорость сваливания, поэтому в трясучих термиках, вблизи других дельтапланов или склона, целе-

7201.png

Рис. 5.6. Возможности выполнения спиралей в термике, имеющем более одного ядра

сообразно летать со скоростью, несколько большей скорости минимального снижения. На рис. 5.5 указаны радиусы виража и соответствующие им значения угла крена дельтаплана при условии, что спирали выполнены при скорости, соответствующей минимальной скорости снижения аппарата.

На практике вместо величины крена или радиуса виража чаще употребляют время Т, необходимое для выполнения одного виража. Из сопоставления диаметров термиков и спиралей становится ясным, что даже при крене 10╟ дельтаплан может остаться в ядре узкого термика. Этот крен увеличивает скорость снижения лишь на 3%, но даже ее 10%-ное увеличение, получаемое при крене 20╟, ощутить практически невозможно (см. рис. 2.21). Это означает, что для парящих полетов в термиках необходимо отрабатывать четкое выполнение относительно пологих виражей большого диаметра. Небольшие углы крена трудно оценивать, поэтому рекомендуется при выполнении таких виражей вести счет на секунды. Оптимальные спирали выполняют за 20-30 с. Выполнять еще более пологие спирали трудно, так как даже небольшие изменения угла крена сильно искажают их траекторию.

До последнего времени термики классифицировали так же как в планерном спорте. Термический поток диаметром до 150 м считали узким, так как для того, чтобы планер набрал высоту, ему необходимо дать крен 45╟, при котором скорость снижения значительно возрастает. При таком крене дельтаплан может совершать спираль с радиусом в 5 раз меньше радиуса спирали планера, поэтому дельтапланеристу важно знать более тонкую структуру термика.

Назад.

Вперёд.