return_block_links()); ?> |
Дельтапланеризм. М. Ордоди
Рис.
5.4.
Структура
термина:
а
-
тепловой
пузырь;
б
-
термический
поток
(труба)
ется
с окружающим
его воздухом.
В
приведенном
примере
дальнейший
подъем
ограничен
инверсией.
На рис. 5.4 показано сечение идеального теплового пузыря. Он поднимается подобно запущенному курильщиком колечку табачного дыма. Скорость восходящего потока в середине горизонтального сечения термика может быть намного больше средней скорости подъема самого пузыря. Значит, выполняя виражи в ядре пузы-ря, можно подниматься вместе с ним, не боясь "выпасть" из него. Восходящий поток окружен нисходящей зоной. Чередующиеся друг за другом тепловые пузыри могут образовывать практически непрерывный восходящий поток - так называемую термическую трубу, которая в отдельных случаях распространяется от поверхности до уровня инверсии. Первые слабые пузыри отрываются в летнее время около 10 ч утра, затем образуются более мощные восходящие потоки. Около полудня следует учитывать значительные нисходящие потоки. Во второй половине дня (около 2-3 ч), термические потоки достигают максимальной силы, а затем (к пяти-шести часам вечера) прекращаются. По образованию кучевых облаков (кумулус) можно судить о том, где образуются восходящие потоки. Кучевое облако является характерным для солнечного летнего дня. Главной особенностью разбросанных по небу облаков являются то, что они "живут": терпеливый наблюдатель может даже невооруженным глазом проследить их трансформацию, видеть, как они возникают из ничего, развиваются, а потом, рассеиваясь, исчезают. Начало отрыва пузырей показывает возникающие пятна облаков, продолжительность жизни которых всего 5-10 мин. Развивающееся в форме кочана цветной капусты облако с четко очерченными границами, с плоским темным основанием характеризуется, как правило, сильным восходящим потоком. Под дробящимся рассеивающимся облаком со стирающимися границами можно найти скорее всего только нисходящий поток. Толщина этих облаков 600-700 м, а высота образования в наших широтах составляет в среднем 2000 м, продолжительность жизни - около получаса. Скорость восходящего потока в среднем составляет 2-3 м/с (скорость подъема дельта- плана 1-2 м/с). Но в отдельных случаях достигает 4-6 м/с (скорость подъема дельтаплана 3-5 м/с). Кучевые облака, а вместе с ними и восходящие потоки, находятся друг от друга в среднем на расстоянии D=2,5H, где Н-высота облака от его основания до вершины. Кумулусы, выстраивающиеся в линию, образуют гряды облаков. При очень нестабильном состоянии атмосферы кумулусы уплотняются и приобретают форму башен. Под кучево-дождевыми облаками, кумулусами высотой 4000-10000 м могут возникать мощные восходящие потоки, которые временами поднимают дельтаплан со скоростью 20 м/с, при этом возникает сильная турбулентность, поэтому дельтапланеристы могут совершать полеты лишь на расстоянии нескольких километров от этих облаков. Однако не всякий термик завершается кучевым облаком. И под безоблачным небом могут образовываться так называемые сухие термики, подъемная сила, высота и расположение которых могут быть аналогичны наблюдаемым при кучевых облаках. 5.2.
Полеты в
термиках
При
прямолинейном
планировании
о наличии
термика
сначала
свидетельствуют
отдельные
толчки и
броски. Когда
дельтаплан
входит в
термик в
направлении
его центра,
его нос
опускается и
шум крыла
стихает:
аппарат в это
время
пересекает
зону
нисходящего
потока,
расположенную
по периферии
восходящего
термического
потока. После
просадки,
длящейся
несколько
секунд, нос
аппарата
резко
поднимается,
и пилот по
увеличении
действующей
на тело
нагрузки
ощущает
возрастание
скорости
подъема
аппарата.
Если полет
продолжается
по прямой, то
рост
скорости
прекращается
и пилот не
ощущает
больше
дополнительных
нагрузок. При
небольшой
высоте можно
наблюдать за
тем, как
удаляется
земля, но
выше
200-300 м
зрительно
можно
воспринимать
только очень
сильный
подъем со
скоростью
2-3 м/с.
Лицо, руки,
тело пилота
омываются
теплым
потоком,
температура
которого
на
4-5╟ С
выше
температуры
окружающего
воздуха, но
через
несколько
секунд и это
ощущение,
став
привычным,
исчезает.
Человек
практически
лишен
ощущений,
которые
позволяли бы
ему судить о
продолжительном
подъеме,
поэтому при
полетах в
термике
пилоту
необходим
прибор
-
вариометр.
Продолжительно
набирать
высоту в
прямолинейном
полете
невозможно.
Через
100-200 м
полета
пилота опять
ожидает
просадка,
толчки и
болтанка
-
дельтаплан
покидает
термик.
Назад.
Явления, происходящие при входе в различные термики и при выходе из них, в значительной мере отличны друг от друга. Иногда вход в зону восходящего потока почти неощутим для пилота, и он с удивлением обнаруживает подъем по показаниям своего прибора. Но случается и так, что на границе термика пилота, попавшего сюда, встречает такая сильная турбулентность, что ему приходится при-
|