Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

6500.png

Рис. 4.35. Влияние окрестностей склона

неожиданно встретиться даже в зоне самого большого подъема. Умение использовать термики, образующиеся над поверхностью склонов является в настоящее время самой важной наукой для пилота, поставившего перед собой цель летать дальше и выше. Попав в нисходящий поток, надо увеличить скорость, чтобы найти другие участки склона с восходящим потоком.

9. Бывают случаи, когда на вершине горы дует свежий ветер, а спустившись ниже на 10-20 м, можно обнаружить полный штиль. Значит в долину опустился холодный воздух и часть склона, открытая набегающему потоку теплого воздуха, не имеет достаточно высоты чтобы создать зону парения (рис. 4.36).

В одних и тех же ветровых условиях на одном склоне пилоты, использующие дельтапланы одного и того же типа, летают по-раз-ному: одни парят высоко над хребтом, другие борются за то, чтобы хоть как нибудь остаться в воздухе. При меняющихся ветровых

6501.png

условиях или возникновении термиков многое зависит от удачи: над склоном небольшой высоты с первых же секунд полета, попав в нисходящий поток, пилот может сразу оказаться на земле. В том случае, когда несколько пилотов находятся в узкой зоне парения, даже обязательное к соблюдению правило расхождения при встрече может привести к потере зоны восходящего потока. Некоторые типовые ошибки тоже могут привести к срыву успешно начатого парения.

1. После старта пилот слишком поздно поворачивает в сторону склона и "вываливается" из зоны парения. Следует быть осторожным как со слишком ранним, так и резким поворотом. Сдвиг ветра вблизи поверхности может дополнительно увеличить создаваемый крен, что чревато резким разворотом и падением на склон рядом с местом старта.

2. Выполнение поворотов всегда сопровождается потерей высоты, поэтому желательно парить с наименьшим числом поворотов. Следовательно, надо стараться одним управляющим движением обеспечить требуемый для парения вдоль склона угол к направлению ветра и не производить многочисленных коррекций направления полета.

3. При первых стартах обучающийся вполне естественно боится близости земли. Поэтому он робко и в недостаточной мере разворачивает аппарат в сторону склона и уже после третьегочетвертого галса выходит из зоны парения (рис. 4.37). При первых попытках парения его об этом достаточно просто предупредить, и только после получения пилотом соответствующего опыта можно настойчиво рекомендовать ему оставаться вблизи склона.

4. Скорость минимального снижения дельтаплана близка к скорости сваливания. Пилот, опасаясь сваливания, летает на слишком большой скорости, поэтому ему трудно парить, особенно при слабом ветре. Нецелесообразно форсировать обучение полетам на малой скорости, пока пилот не освоит четко признаки наступающего сваливания вдали от склона.

5. На любой местности, кроме пожалуй, побережья, надо постоянно считаться с возможными изменениями направления ветра. Направление ветра можно отслеживать по показаниям флюгер-вымпела или флажка, закрепляемого по возможности на высоте свободно обтекающего потока воздуха. Если пилот теряет наблюдение за положением флюгера, то он может оказаться вынужденным совершить посадку даже на такой идеальной для парения местности, какая указана на рис. 4.34. При этом он может попасть в турбулентный поток на привычном и проверенном месте парения. Турбулентность будет ощущаться тем сильнее, чем больше усилий пилот будет прикладывать для поиска восходящего потока.

6. В провалах, расчленяющих склон, воздушный поток ускоряется, а подъемная сила уменьшается. При перелете через долину сначала следует уйти вперед против ветра до границы зоны парения, а затем, наметив направление к другому склону, следует совершить перелет со сносом боковым ветром в соседнюю зону парения (рис. 4.38).

Назад.

Вперёд.