Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

6600.png

Рис. 4.38. Перелет над долиной

Если на вершине горы имеется место, подходящее для посадки, то можно попытаться сесть на нее. При такой посадке не нужно складывать аппарат, переносить его с посадочной площадки к месту старта, снова его там собирая, а можно стартовать вновь и вновь, сколько захочется. Посадка на вершину разрешается лишь пилотам, имеющим большой опыт парения и посадок. Этот маневр всегда приходится выполнять при большей или меньшей турбулентности. Если кромка склона имеет плавный перегиб, то можно смело садиться у самой кромки. При резком перегибе кромки посадку целесообразно производить на расстоянии примерно 100 м от склона

(рис. 4.39.).

4.6. Регулирование

Точная форма крыла зависит от системы растяжек. Регулирование натяжения тросов дельтаплана так же важно, как и регулирование натяжения струн музыкального инструмента. Можно летать и на неотрегулированном аппарате, но подобно расстроенному музыкальному инструменту его реакция будет не той, что

ожидает пилот. Сохранить направление полета или скорость на таком аппарате можно лишь, постоянно двигая ручку управления и при этом он или "неохотно" разворачивается или, наоборот, при малейшем воздействии входит в разворот, а при посадке ошеломляет пилота внезапным сваливанием. Еще вчера этот дель-таплан будто сам летал, управлялся, можно сказать, двумя пальцами достаточно было пилоту лишь подумать о маневре, как он тут же выполнялся. Суть регулирования состоит в том, чтобы почти незаметными изменениями восстановить то, что оказалось нарушенным во время эксплуатации. Достаточно аппарату испытать удар при приземлении, как тросы оказываются растянутыми, стоит крылу попасть под дождь, как купол меняет размеры. Все это как в случае с автомобилем - стоит его только одолжить другу, как уже что-то разладилось. Регулирование аппарата является каждодневной задачей пилота.

4.6.1. Методы регулирования

1. Точка подвески пилота может быть перемещена вдоль килевой балки. Если скорость аппарата с "брошенной" рукояткой управления не устанавливается в пределах между скоростями минимального снижения и максимального аэродинамического качества, то точку подвески необходимо сместить. Если аппарат набирает скорость медленно, то точку подвески надо сместить вперед, а если слишком быстро - назад.

6601.png

2. Купол большинства дельтапланов можно смещать относительно каркаса вперед или назад, т. е. его можно натягивать вдоль боковых балок в местах крепления у носового узла или на концах консолей. Для дельтапланов некоторых схем это единственная, кроме смещения точки подвески, возможность регулирования. При натягивании купола его купольность уменьшается и тем самым увеличивается аэродинамическое качество крыла. С увеличением натяжения купола уменьшается геометрическая крутка крыла и возрастает склонность дельтаплана к сваливанию, что определяет необходимость в увеличении купольности, т. е. в движении купола вперед. Несимметричная оттяжка купола назад увеличивает склонность аппарата к кренению. Чаще приходится бороться именно с этим явлением. Для его устранения купол необходимо натянуть с той стороны, куда возможен поворот, эквивалентным этому является ослабление натяжения купола с другой стороны крыла. Аппараты с концевыми хордами (как правило, второго поколения) имеют специальные регулировочные растяжки для установки угла между боковой трубой и концевой хордой (например, "Ястреб"). Натяжение или ослабление регулировочных растяжек эквивалентно в какой-то мере регулирования натяжения купола дельтапланов, не имеющих жесткого крепления купола к каркасу. Если весь купол сместить назад, то назад сместится и центр давления и дельтаплан приобретет склонность к пикированию. Следовательно, при натяжении

Назад.

Вперёд.