Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

Дельтаплан реагирует на перемещения ручки с некоторым запаздыванием, что необходимо учитывать при вводе и выводе аппарата из поворота. Каждый пилот должен стремиться к тому, чтобы управлять аппаратом с минимальным перемещением ручки. Излишне большие перемещения рукоятки при выполнении маневров приводят только к потере высоты.

При выполнении виража в лежачем положении тело пилота должно оставаться параллельным килевой балке (рис. 4.20). Ускорять ввод аппарата в поворот изгибом тела (вынос ног за задние тросы) стоит лишь тогда, когда параллельное перемещение тела оказывается неэффективным.

При полете в сидячей подвеске оценить угол крена при повороте может помочь линия горизонта (рис. 4.21). Ориентиром может служить расположение отдельных частей дельтаплана относительно горизонта. При долгом наблюдении за элементами крыла можно потерять ориентацию и при повороте ввести крыло в опасный крен. При сильной турбулентности следует избегать резких поворотов. Порыв, заставший крыло в повороте, легко может привести к сваливанию или скольжению.

Полеты в термиках состоят из чередующихся разворотов на 360╟, спиралей. Начинать выполнение спирали можно лишь на определенном удалении от склона, а завершать на гарантирующей безопасность высоте. Правила, относящиеся к выполнению поворота, в основном действуют и при развороте на 360╟, т. е. с точки зрения техники выполнения не являются чем-то новым. Но при этом надо учитывать, что снос аппарата ветром здесь проявляется в большей степени. На рис. 4.22,а показан разворот на 360╟ при штилевой обстановке. На рис. 4.22,6 показано, что под влиянием ветра форма спирали оказывается вытянутой в сторону склона и дельтаплан может удариться о склон. Следовательно, виражи следует либо начинать дальше от склона, либо совершать их с малым радиусом,

6100.png

Рис. 4.22. Разворот на 360╟ вблизи склона:

а - в штиль; б - при ветре

т. е. закладывая большой крен. При полете на малой высоте на участке виража с попутным ветром пилоту может казаться, что он летит со слишком большой скоростью. Из-за этого обманчивого ощущения пилот решит уменьшить скорость, что может привести к сваливанию. Необходимо твердо усвоить - при выполнении спирали нет разницы между отрезками с попутным и встречным ветром, исключение составляет лишь зона сдвига ветра в непосредственной близости к земле. При полетах на высоте 200-300 м это обманчивое чувство уже не появляется, даже снос аппарата можно заметить лишь после выполнения нескольких виражей. Отсюда следует, что первые виражи целесообразно выполнять на большой высоте и в штиль.

Одной из важнейших задач обучения пилота средней квалификации является умение точно приземляться, т. е. садиться в заранее намеченную цель с отклонением не более 10-20 м. Пилоту необходимо заранее наметить, как он будет подходить к посадочной площадке, какое займет положение относительно площадки. При выполнении намеченного плана надо считаться и с тем, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Внезапное попадание аппарата в сильный нисходящий поток, встреча с оторвавшимся от поверхности термическим пузырем, внезапно появившийся автомобиль заставят пилота немедленно корректировать план захода на посадку. Следовательно, пилот должен уметь импровизировать. Точная посадка в цель является не просто требованием к пилоту средней степени, но и основным заданием экзамена на класс В.

На заре дельтапланеризма, когда летали еще на аппаратах первого поколения, непосредственно для приземления применяли способ парашютирования (рис. 4.23). Пилот шел к цели, достигнув ее, он гасил скорость почти до нуля и отвесно парашютировал. Выравнивание аппарата перед посадкой не представляло никакой сложности. Аппараты первого поколения позволяли парашютиро-

6101.png

Назад.

Вперёд.