Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

600.png

рис. 1.7. Дельтаплан первого поколения:

/ - боковая балка крыла; 2 - килевая балка; 3 - поперечная балка; 4 - мачта; 5 - трапеция; 6 - ручка трапеции; 7 - центральный узел; 8 - носовая дата; 9 - узел стыковки боковой и поперечной балок-10 - система нижних тросов; // - система верхних тросов; 12 - растяжки; 13 - подвесная система' 14 - карабин

601.png

Рис. 1.8. Дельтаплан типа "Сигалл" (Seagull), летные характеристики которого пытались увеличивать с помощью гнутых балок

ное время создали условия для возникновения нового вида спорта. Неудивительно поэтому, что дельтапланеризм в наши дни стал массовым спортивным движением: число людей, занимавшихся этим спортом в 1976 г., достигало 200 тыс. человек.

Дельтапланы появились во второй половине 60-х годов, и прототипом для их создания послужило.крыло Рогалло, получившее патент в 1949 г. (рис. 1.6). Однако способы управления им были похожи на те, которые применялись в начале века. Качественное развитие Дельтаплан первого поколения получил только после изобретения подвесной системы и трапеции управления, которые сегодня являются общепринятыми элементами Дельтапланов (рис. 1.7). По сравнению с параллельным балочным управляющим устройством подвесная система позволяет пилоту перемещать свое тело в больших пределах. Одновременно с увеличением эффективности управления уменьшается усилие, требуемое от пилота при управлении. Таким образом были проведены первые полеты, продолжавшиеся больше часа, над дюнами калифорнийского побережья в 1971 г. Качество крыла Дельтапланов первого поколения редко было больше четырех, а скорость снижения составляла около 2,5-3 м/с. Поэтому можно было проводить только полеты на время; полеты на высоту или на дальность производить было практически невозможно.

Но в скором времени появились попытки улучшить летные характеристики "змеев" (рис. 1.8). На национальном американском чемпионате в декабре 1974 г. были впервые представлены две конструкции: "Перегрин" (Peregrin) Тома Пегини и "Драгонфлай" (Dragonfly) Роя Хаггарда. Качество крыла этих аппаратов составляло около семи, а скорость снижения примерно 1,5 м/с. Таким образом, их можно считать создателями Дельтапланов так называемого второго поколения (рис. 1.9). Купол Дельтапланов нового поколения более изящный, плоский и строгий. Исчезли острые углы на концах крыльев, их сменили "округленные" Законцовки. На боковых балках появляются аутриггеры, отчего вся конструкция становится более жесткой. Летные характеристики Дельтапланов нового поколения стали лучше, и они лучше "вели" себя в турбулентном потоке воздуха. Дальнейшее улучшение означало и увеличение устойчивости Дельтапланов. Дельтапланы первого поколения при больших скоростях теряли продольную устойчивость. Новые аппараты даже при значительно больших скоростях и при очень малых углах атаки оставались хорошо управляемыми.

Естественно, что скоро во всем мире стали появляться специальные издания по новому виду спорта.

Первая всеобъемлющая книга о дельтапланеризме - это произведение Дана Пойнтера "Дельтапланеризм". Появившийся в 1974 г. "бестселлер" был посвящен планирующим полетам. В то время полеты Дельтапланов в термиках специалисты считали лишь сном. Но динамические потоки над склонами в скором времени стали "тесными". В термиках, срывающихся со склонов, пилотам сначала удалось пересечь долины, тянущиеся между горными хребтами (рис. 1.10,1.11), а затем с ростом опыта мастеров дельта-

Назад.

Вперёд.