Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

400.doc

401.png

Рис. 1.5. Два основных вида восходящих потоков:

а -склон преломляет горизонтальное направление ветра и заставляет воздушные потоки идти вм-пх-б - более теплый воздух вблизи земли поднимается вверх, возникают термита '•

402.png

Рис. 1.6. Парашют типа "крыло Рогалло"

тело относительно двух параллельных брусьев, на которых он висел. Для увеличения скорости планирования ноги выносились вперед, а для уменьшения -назад. Для поворота он должен был отвести обе ноги в сторону предполагаемого поворота. Такой принцип управления предполагал определенные конечные размеры крыльев и тем самым ограничивал возможности аппарата. В конце прошлого и в начале этого века продолжительность планирования составляла 20-30 с, и за это время можно было пролететь 300-400 м. В наши дни способный ученик после трех-четырех дней обучения летает значительно дальше.

Братья Райт избрали другой принцип управления: они снабдили крылья подвижными направляющими поверхностями. Но, несмотря на то, что на своих аппаратах они могли находиться в воздухе в течение 11 мин, в дальнейшем моторизация летательных аппаратов отодвинула на задний план безмоторный способ полета. Планеризм начал вновь и в новом качестве развиваться только после первой мировой войны. В то время для планеров применялись те же конструктивные решения, что и для самолетов: стало общепринятым применение аэродинамических поверхностей управления. В начале 20-х годов в Советском Союзе и в Германии были устроены планерные соревнования и слеты. Они убедительно продемонстрировали, что преимущества имеют те планеры, в которых пилот управляет аппаратом с помощью аэродинамических рулей. Планер из-за своей большой массы мог подняться в воздух только с помощью какого-нибудь вспомогательного средства. Поэтому для его запуска применялись резиновые амортизаторы, лебедочные устройства или самолеты-буксировщики. Таким образом возник планер в принятом для нас понимании этого слова, в течение 50 лет его непрерывного совершенствования планеристы освоили дальние и высотные парящие полеты. Используя вертикальные перемещения теплых масс воздуха, происходящие в нижних слоях атмосферы, планерист может подниматься вверх на значительную высоту.

"Повторное изобретение" планера произошло в 70-х гг., когда появился Дельтаплан. Его гибкое крыло коренным образом отличается от планера классической схемы и является совершенно новой конструкцией. Так возник новый вид спорта - дельтапланеризм, который заимствовал от планеризма технику использования восходящих потоков воздуха: парения в динамических и термических потоках (рис. 1.5). Планеристы примерно за пятьдесят лет дошли до практики скоростных дальних полетов, т. -ег. до полетов "быстрее, дальше, выше". Дельтапланеристы проделали этот путь за десять лет. Пилот Дельтаплана ныне, как и пилот планера, стремится к преодолению больших расстояний и достижению - высоких средних скоростей.

Бурное и динамическое развитие дельтапланеризма произошло не только благодаря планерному спорту. Материалы, необходимые для строительства Дельтапланов (синтетическую ткань, высокопроч-ные алюминиевые трубы, тросы), современная промышленность выпускает в большом количестве и сравнительно дешевыми. Именно эти обстоятельства, а также желание рационально использовать свобод-

Назад.

Вперёд.