Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

5900.png

рость минимального снижения. Увеличивая скорость на 5-10 км/ч, достигаем скорости, соответствующей максимальному аэродинамическому качеству. Для того чтобы инстинктивно найти эту скорость, необходимо выполнить десятки прямолинейных полетов, наблюдая за ветром, положением ручки управления и углом атаки, чтобы зафиксировать в памяти то положение, которое позволит совершить полет самой большой дальности. Теперь давайте сделаем пробное ускорение! Если можно не опасаться значительной турбулентности, то пилоту в сидячей подвесной системе нужно взять ручку управления на себя до предела (до живота), вытянув ноги вперед (в горизонтальной подвеске отжать ручку управления назад до бедер). Особое внимание следует обратить на поведение купола. При появлении полоскания купола необходимо прекратить разгон и снизить скорость.

Изменение скорости может происходить не только намеренно, но и при порывах ветра, которые могут привести к сваливанию или пикированию. Для обеспечения безопасности в полете необходимо, чтобы пилот был подготовлен к действиям в таких ситуациях и принимал правильные решения, связанные с турбулентностью. При обучении очень важен принцип последовательности. При выполнении заданий по изменению скорости полета пилот получает одновременно опыт и знание допустимых углов атаки крыла. Если выдерживать определенную скорость планирования, то можно заметить, что аппарат летит к одной конкретной точке местности. При внимательном наблюдении за этой точкой кажется, что все остальные предметы как будто удаляются от этой точки, т. е. местность расширяется вокруг нее. Пилот должен постараться найти эту точку при разных скоростях полета.

Если пилот, находясь над точкой А, хочет перелететь с некоторой скоростью в точку Б, то ему необходимо учесть снос аппарата ветром (рис. 4.18). Результирующая скорость относительно земли

5901.png

Рис. 4.17. Определение угла тангажа относительно линии горизонта

Важным этапом "познания" своего аппарата является практический анализ его поляры планирования. Убавим скорость, чтобы проверить низший предел скорости планирования. Чувствуется, что эффективность управления снизилась, аппарат подчиняется управлению с запаздыванием и нечетко. Отдадим ручку еще немного вперед! Дельтаплан теряет управляемость: он начинает разворачиваться или крениться, значит, требуется сила, чтобы вернуть его в исходное состояние. Вихри, срывающиеся с верхней части купола, начинают трясти ручку управления; это и есть скорость сваливания. Как только началось сваливание, необходимо удерживать ручку в данном положении и по возвращении аппарата в режим планирования привести ручку управления в нейтральное положение. Давайте опять "затормозим" дельтаплан и будем лететь со скоростью, несколько большей скорости сваливания. Это так называемая ско-

Назад.

Вперёд.