Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

Рис. 4.15. Образования ротора в точках перегиба профиля склона: 1 - ротор- 2 - зона турбулентности

Если на старте крыло стремится к крену, боковые помощники могут оставить его зависшим в таком положении. Таким образом, они как бы указывают, что крыло находится в неправильном положении. Однако если крыло начинает крениться после команды "отпустить", передний помощник должен остановить старт.

При свежем ветре необходимо тщательно выбирать место старта. Там, где склон резко меняет большую крутизну на меньшую, следует учитывать возникновение местной турбулентности, т. е. появление ротора. Его можно выявить по поведению сухих травинок, листьев, подброшенных в воздух. Желательно стартовать при ровном ветре. В случае, показанном на рис. 4.14, стартовать следует непосредственно с кромки обрыва. При старте с крутого склона песчаного карьера или отвесной скалы передний помощник должен быть привязан страховочным фалом, иначе совершенно обоснованно он будет бояться нахождения на кромке склона. Как показано на рисунке 4.15, стартовать с данного склона можно как в точке А, так и в точке Б. Если расстояние между точками невелико (менее 50 м), то предпочтение нужно отдать старту с места Б.

Чем круче стартовый склон, тем легче старт. Но так называемый старт с отвесной скалы выполнять трудно, так как разбегаться приходится на горизонтальной площадке и до края пропасти надо набрать скорость, превышающую скорость сваливания. Но при спокойных ветровых условиях и наличии соответствующего опыта разбега старт с отвесной скалы не представляет особой опасности. Необходимо обращать внимание, чтобы угол атаки крыла не возрастал во время разбега, затрудняя ускорение аппарата. Достигнув кромки обрыва, ручку управления следует взять на себя и в пологом

5800.png

5801.png

Рис. 4.16. Старт с обрыва

пикировании набрать необходимую скорость. При свежем ветре ротор, образующийся у кромки обрыва, может привести к потере управляемости аппарата. Без специально созданной стартовой площадки и особого способа старта, выработанного опытными пилотами, такой старт заключает в себе опасность. Сооруженная на обрыве стартовая площадка (рис. 14.16, б) создает хорошие условия старта в ровном потоке.

4.4.2. Скорость планирования

При первом полете с большой высоты пилота охватывает необычное чувство, словно мир вокруг него остановился. Он думает: "Я лечу слишком медленно!"- и увеличивает скорость. Но с высоты в сотни метров изменение скорости почти неощутимо. Поэтому он набирает скорость до тех пор, пока не обнаружит, что купол шумно "флаттерит" на конце крыла или, если он спустился ниже, земля быстро проносится под ним. Поэтому пилот должен научиться устанавливать нормальную скорость полета, оценивая ее по воздействию набегающего потока воздуха. При полетах на обычных самолетах хорошим ориентиром относительно горизонта служит положение крыши кабины или носа самолета. Если пилот использует сидячую подвеску, то ориентиром для поддержания нормальной скорости может служить положение горизонта относительно передних растяжек (рис. 4.17). В горизонтальной подвеске пилот может видеть свой дельтаплан, только специально поворачивая для этого голову, поэтому ему затруднительно производить оценку положения линии горизонта относительно дельтаплана. Практика полетов показывает, что пилоту не обязательно постоянно наблюдать за горизонтом.

Назад.

Вперёд.