return_block_links()); ?> |
Дельтапланеризм. М. Ордоди
классического
планеризма.
Сегодня, как и
десятки лет
назад, класс
"С"
присваивается
пилоту за
выполнение
первого
парящего
полета
родолжительностью
более
10 мин.
После сдачи
экзаменов на
классы "В" и
"С" пилот
может
перейти к
следующему
классу
мастерства
-
начать
спортивные
полеты.
4.4.1.
Старт
Очень
важно, чтобы
первые
старты с
больших
высот не
застали
пилота
врасплох
какими-либо
новыми
неожиданными
вводными
условиями.
Так, сила
ветра не
должна
превышать
величину,
разрешенную
для
первоначальных
полетов, а
условия
старта не
должны
сильно
отличаться
от привычных
условий
старта с
учебного
склона. Все
новое, что
можно
отработать
на малой
высоте, надо
отрабатывать
вблизи земли,
и лишь с
приобретением
соответствующей
практики
можно
переходить
на большие
высоты.
Назад.
В настоящее время полеты, как правило, выполняются при горизонтальном положении пилота. И сейчас еще идут споры о том, можно ли в таком положении выполнять первоначальные полеты. Если пилот проходил обучение, совершая полеты в сидячем положении, то ему предлагается как можно быстрее освоить технику полетов в горизонтальном положении. Задержка с переходом к этому упражнению закрепит выработанную привычку и усложнит переход к полетам в новом положении. При старте в горизонтальной подвеске с коленными обхватами они в первую очередь воспринимают нагрузку (в отличие от сидячей подвески). После нескольких тренировок можно научиться стартовать с такой подвеской, совершая перехват рук с боковых стоек на основание ручки управления. Если подъемная сила крыла, равная весу пилота, приложена к коленям, а руки держат боковые стойки трапеции, то заложить правильно крен довольно трудно, и эффективно перемещать тело относительно ручки можно будет лишь после перехода в горизонтальное положение. Несколько десятков стартов закрепят навыки перехвата с боковых стоек на основание ручки сразу после отрыва от поверхности. Подвеска универсального типа со стременами позволяет пилоту стартовать в сидячем положении и достаточно эффективно управлять аппаратом. Для перехода в горизонтальное положение пилот должен встать в стремена, а затем, выпрямившись, лечь в подвесную систему. После этого и подколенная опора становится на свое место. Подвесная система, воспринимающая действие веса тела через множество соединительных элементов, обеспечивает пилоту большее удобство. Тип подвески позволяет пилоту, убрав ноги из стремени, снова перейти в сидячее положение (так называемое "гориллообразное положение"), при необходимости расслабляя мышцы. Часто случается, что ветер, весь день направленный на склон, к вечеру разворачивается в противоположном направлении. Скорость попутного ветра при старте не должна превышать 1-2 м/с. Разрешены старты и при боковом ветре, если отклонение направле- Рис. 4.14. Старт с помощником способом выталкивания за передние растяжки: 1 - страховочный фал; 2 - ротор ния не превышает более 45╟ и ветер не очень сильный. Если условия старта позволяют, то разбег следует совершать не по направлению наибольшей крутизны, а под углом к нему - против ветра. Если условия склона этого не позволяют, то разбег нужно совершать вниз по склону, развернув аппарат носом к ветру, не препятствуя при разгоне его развороту в направлении разбега. Гарантия удачных стартов с попутным и боковым ветром - быстрый, энергичный разбег. Отсюда следует важность отработки стартов в штиль еще на стадии первоначального обучения. Для старта при свежем ветре из-за сдвига ветра вблизи земли приходится прикладывать значительные усилия, чтобы удержать дельтаплан в нормальном положении. Распространенным способом старта при свежем ветре является старт с помощником (рис. 4.14). Помощник поднимает аппарат, к которому уже подвесился пилот, за передние растяжки так, чтобы ремни подвесной системы были натянуты, и выставляет такой угол атаки, чтобы купол наполнился воздухом. По команде пилота "старт" помощник отпускает растяжки и отбегает или ложится на землю. Одновременно пилот начинает энергичный разбег. Достаточно одного-двух шагов и дельтаплан взлетает в воздух. В первый момент после взлета во избежание зависания пилот должен взять ручку управления на себя, чтобы миновать зону сдвига ветра. При сильном ветре еще два помощника могут взяться за передние и боковые растяжки и при подъеме дельта-плана удерживать его в горизонтальном положении. По команде "отпустить" они отпускают аппарат, а затем по команде "старт" отпускает растяжки и главный помощник. Бывают периоды, когда свежий ветер слегка ослабевает на 5-10 с, лучше всего стартовать именно в это время. После команды "старт" нельзя колебаться. Период ослабления ветра может смениться сильным порывом, при котором пилот может не удержать аппарат самостоятельно, поэтому стартовать следует в самое короткое время. Переднему помощнику в этом случае не следует отбегать в сторону, чтобы не задерживать старт. Он должен лечь, пропуская аппарат над собой. Если в этот момент произойдет что-либо неожиданное, он может, схватившись за передние растяжки, удержать аппарат, предотвратив его падение или опрокидывание.
|