Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

Начало обучения не обходится без падений. Если дельтаплан попал в режим сваливания, пилот может следующим образом подготовиться к падению: подбородок прижать к груди, тело вытянуть, но без прогиба в спине, держаться руками за ручку управления, ожидая рывка подвесной системы, смягчающей силу удара при падении. Если сваливание произошло вблизи земли, нужно приземляться на сомкнутые вместе ноги, оттолкнув при этом от себя ручку управления. При боковом скольжении следует крепко держать ручку управления. Дельтаплан, "встречающий" при падении землю консолью, хотя и может получить повреждения, но именно поломки самортизируют и уменьшат силу удара. При падении пилот может получить ссадины от ударов тросов, труб трапеции и даже подвесной системы. От ссадин защищает одежда из плотной ткани. Новичку нельзя летать в шортах, сандалиях или с обнаженным телом. Если склон имеет каменистый грунт, то необходимо использовать наколенники и налокотники, а на руки надевать перчатки.

При ударах дельтаплана о грунт его регулировка может нарушиться. После каждого серьезного падения инструктор должен сам совершить пробный полет. При этом он должен объяснить начинающему пилоту методы регулирования - методы натяжения тросов, крепления купола с точки зрения конструкции и аэродинамики крыла дельтаплана.

Психологически новичок будет более подготовлен, если до или во время обучения инструктор совершит с ним полет на двухместном аппарате. Для этого подходит дельтаплан второго поколения, имеющий небольшую скорость, например "Ястреб". Можно построить и специально учебный двухместный дельтаплан, имеющий увеличенную площадь и запас прочности. Скорость обычного дельтаплана под воздействием двойной нагрузки увеличивается на 40%, поэтому для выполнения качественного старта необходим большой опыт. Основным условием является то, что начинающий пилот не должен брать ручку управления на себя, т. е. создавать малый угол атаки, что приводит к падению.

На рис. 4.13, а показано, как инструктор должен держать ручку управления перед новичком, чтобы он не вмешивался в управление.

5600.png

Рис. 4.13. Подготовка к полету на двухместном аппарате

Дельтаплан типа "тандем" отрывается от земли при меньшей скорости, поэтому начинающий пилот, держась за пояс инструктора, может разбегаться возле или сзади него (рис. 4.13, б). Хотя это положение менее удобно, чем предыдущее, оно в большей степени ограничивает возможности обучающего вмешиваться в управление. Обе подвески должны быть закреплены в одной точке, их длину регулируют так, чтобы инструктор и обучающийся одновременно оторвались от земли.

После взлета и набора скорости обучающийся и инструктор могут меняться местами и тренироваться в управлении аппаратом. Следует избегать резких маневров. Двухместный дельтаплан имеет двойную нагрузку при прямолинейном полете, а во время разворота с креном 60╟ она возрастает до четырехкратной. Дельтаплан испытывает подобную нагрузку и при резкой отдаче ручки управления, особенно при полете по крутой траектории. Но самые большие нагрузки вызываются порывами ветра. Рассчитанный на одноместную эксплуатацию дельтаплан в этой ситуации может испытывать не только двойную или четырехкратную, но и значительно большую перегрузку. При порывистом ветре разрешается летать только на дельтаплане, конструкция которого выдерживает повышенные нагрузки.

После сдачи экзамена на выполнение простейших полетов пилот может стартовать с любой высоты. До сих пор упражнения проходили вблизи поверхности, а теперь основной задачей явится выполнение целенаправленного полета по заданию инструктора. При этом пилот выполняет и те же упражнения, которые выполнял непосредственно вблизи земли: взлет, повороты, посадку. Теперь выполнение этих фаз полета должно быть более точным и аккуратным. Помимо того, пилот теперь знакомится с тем, как управлять дельтапланом, чтобы экономно "расходовать" высоту, грамотно пользоваться возможностями данной местности, безопасно "соседствовать" в воздухе с другими пилотами. Он пополняет свой опыт полетов при различных ветровых условиях. Это позволит пилоту получить ответы на многие вопросы, чтобы в дальнейшем самостоятельно-решать, когда и что можно делать, а когда нельзя, что разрешено, а что категорически запрещается. До тех пор пока обучающийся не научится из массы возможностей и ограничений инстинктивно находить правильное решение, он должен летать под контролем и по заданию инструктора. Ему необходимо придерживаться составленного плана полета, который должен содержать альтернативы выбора действий.

Обучение на этом этапе включает две ступени. При сдаче экзамена на класс "В" проверяют технику пилотирования: умение планировать на малой и большой скорости, делать крутые повороты в разные стороны, совершать спирали и посадку в цель. Сдавшие экзамен на класс "С" отвечают современным требованиям

Назад.

Вперёд.