Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

ствуется подъемная сила крыла, надо перехватить сначала одной, а затем и другой рукой основание ручки управления и разгонять аппарат, сильно наклонившись вперед, упираясь широко расставленными руками в ручку управления. До сих пор упражнения ограничивались пробежками, теперь выбрана более крутая часть склона, значит, стало легче разогнать аппарат. Разбег должен быть интенсивным, за пять-десять шагов необходимо достичь летной скорости аппарата. При достаточной скорости обучающийся может отпустить ручку вперед и вверх так, что натянутся ремни подвесной системы. Фаза отрыва от земли считается отработанной, если пилот кратковременно отрывается от земли. Некоторое время после отрыва целесообразно лететь непосредственно над землей и удаляться от нее только после набора необходимого запаса скорости. На высоте 5-10 м пилот может провести корректирование скорости соответственно своему весу и дельтаплану.

В полете обучающийся достигает высоты 10 м и может начать выполнение поворотов, но до этого необходимо набрать скорость. После увеличения скорости на 5-10 км/ч пилот перемещением тела вдоль ручки управления начинает разворот. Во время обучения крен не должен превышать 30╟, а поворот 90╟! Для выполнения правильного координированного поворота следует изменить также и угол планирования, потому что без этого дельтаплан получит на развороте боковое ускорение. Но при первых учебных полетах достаточно ограничиться только креном и делать повороты с небольшими изменениями направления полета. До сдачи экзамена на класс А от начинающего пилота следует требовать только то, чтобы на поворотах он не доводил аппарат до слишком больших скоростей. Форсируя разворот, пилот рискует свалить дельтаплан. Скорость можно ограничить уменьшением величины крена.

Задание для сдачи экзамена на основной разряд показано на рис. 4.12. Упражнение содержит два поворота на 45╟ и один на 90╟. Хотя это упражнение можно выполнить уже после

5500.png

Рис. 4.12. Полет на сдачу экзамена на класс А

пяти-шести дней начального обучения, необходимо, чтобы начинающий пилот имел твердые навыки его выполнения при различных ветровых условиях. На имеющемся учебном склоне при определенном ветре он может уверенно выполнять упражнение, но при внезапном изменении направления ветра может не сориентироваться при заходе на посадку. Пилот, привыкший стартовать при сильном ветре, при слабом ветре по привычке разбегается вяло и вместо планирования сваливается на крыло. Наоборот, пилот, привыкший к слабому ветру, бывает не готов к турбулентности при сильном ветре и меньшей скорости относительно поверхности, поэтому нередко летает, прижав к себе ручку управления со скоростью, намного большей необходимой. Пилот должен знать, как самостоятельно определять правильное направление взлета и посадки и оптимальную скорость полета с учетом силы ветра.

Начинающего пилота целесообразно допускать к экзамену лишь тогда, когда у него выработаются устойчивые навыки управления дельтапланом и он будет способен уделять часть своего внимания контролю за меняющейся ветровой обстановкой и находящимся около него предметам и людям. Плохо, если у пилота все силы уходят на предстартовое волнение. Самым важным качеством пилота является умение, правильно распределив внимание, видеть и оценивать важные для него моменты: поведение дельтаплана, погодные явления, положение и поведение летающих одновременно с ним пилотов и даже вероятные изменения этой обстановки. Одна из главных задач инструктора состоит в том, чтобы заложить основы такой наблюдательности. При первых стартах обучающийся видит только предметы, расположенные непосредственно перед ним, и часто даже не слышит адресованные ему слова. В этот момент у него наблюдается так называемое "трубообразное" зрение. Сосредоточение внимания в какой-то мере полезно на самом первом этапе обучения, но в дальнейшем главной целью должно быть расширение кругозора.

Перед инструктором стоит многогранная задача. Он должен не только выявлять ошибки, совершаемые при первых полетах, но и определять те упражнения, которые позволяют их устранить. Эффективность обучения может быть повышена, если прежде чем выполнять упражнение, новичок многократно мысленно его проиграет. Инструктор решает, можно ли обучающемуся переходить к следующей более высокой ступени обучения или нет. Он обязан подавать команды, предупреждающие происшествия, если на склоне кроме него никто не руководит полетами. В случае, если пилот получит травму, инструктор отвечает за оказание пострадавшему необходимой медицинской помощи. Ошибки могут быть вызваны усталостью. Инструктор должен это вовремя заметить и сделать перерыв в полетах или даже перенести их на другой летный день. Для регулирования нагрузки инструктор должен грамотно организовать подъем дельтапланов и пилотов на вершину горы, так чтобы готовящийся к очередному старту пилот отдохнул после переноски аппарата.

Назад.

Вперёд.