Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

на рис. 4.10. Упражнение должно выработать у пилота правильные навыки контроля скорости, направления полета и технику выполнения посадки. Необходимо отрабатывать команды! Инструктор должен употреблять четыре основные команды! Для поддержания нужной скорости необходимо давать команды: "на себя" или "от себя", а для перемещения пилота относительно ручки - "влево" или "вправо". Эти упражнения уменьшают возможность ошибок, связанных с потерей скорости, а действия пилота на рулевой трапеции по командам инструктора становятся более быстрыми и эффективными. Давать команды следует только в необходимых ситуациях! Во время первых полетов продолжительностью 5-10 с подача более двух команд является не только излишней и мешающей обучению, но может принести даже вред.

Первый взлет надо совершать с высоты примерно 10 м на пологой части склона. Инструктор, поддерживая килевую балку аппарата, может помочь ученику при первых шагах разбега (рис. 4.11). Новичок удерживает ручку обеими руками в полетном положении на расстоянии ладони от живота. Затем ему необходимо, слегка согнув руки, поднять ручку до пояса. При этом ремни подвесной системы должны натянуться. Новичок, услышав команду инструктора "Старт", начинает разбег, инструктор на протяжении нескольких шагов сопровождает его, задавая угол атаки, а затем отпускает килевую балку. (В Венгрии более распространена практика завершения подобного разбега "выталкиванием" аппарата с приданием ему дополнительного ускорения. Такой способ старта применяют и опытные пилоты при старте в штиль или с попутным ветром с отвесных склонов - прим. пер.) Помощь инструктора в этом случае должна иметь "сопроводительный" характер. Облегчение взлета путем увеличения угла атаки и "выталкивания" разрешается только в исключительных случаях. Обладающий большим опытом инструктор может энергичным сопровождением поднять и какое-то время "вести" дельтаплан. Такой искусственный подъем в воздух может устранить первоначальную скованность новичка, но частое его применение мешает освоению им навыков самостоятельного разбега,

Основной целью старта с сопровождающим является освоение посадки как важнейшего элемента полета. Анализировать ошибки будет легче, если разбить непрерывное движение на этапы. Ветровые условия вблизи земли требуют при заходе на посадку некоторого запаса скорости. Первая фаза посадки - набор скорости - начинается на высоте 10-20 м. При первых учебных полетах завершение старта с сопровождением является одновременно и началом первого этапа посадки. Хорошо, если уже после нескольких шагов разбега аппарат отрывается от земли и пологость склона не препятствует пилоту увеличить скорость. Наиболее удобны для полетов склоны, имеющие крутизну 1 : 2, 1 : 3.

Когда планирующий дельтаплан приблизится к земле на высоту 2-3 м, следует, изменяя угол атаки, вывести его на траекторию высотой 20-30 см, параллельную площадке приземления. Эта

так называемая фаза выдерживания продолжается до момента отдачи ручки непосредственно перед приземлением. Ранняя отдача ручки управления приводит к "взмыванию" и последующему за этим сваливанию на большой высоте. В подобной ситуации для пилота, не имеющего опыта, предпочтительнее парашютирующий дельтаплан. Новичок должен держать ручку управления даже при посадке с высоты 2 м, отдавая ее от себя полностью, и приземляться на сомкнутые вместе ноги. В случае, если фаза выдерживания проводится на большей, чем нужно высоте, при достижении скорости сваливания после "клевка" аппарат носом врежется в землю. Так как первые полеты ограничены по высоте, то сваливание не происходит. Дельтаплан, который не обеспечивает безопасного парашютирования с высоты 2-3 м, не пригоден для учебных полетов. Поздно начатое выдерживание опаснее: ноги пилота цепляются за землю, затем ее касается трапеция, и, наконец, дельтаплан с большой силой ударяется носом о землю. Тело пилота, как правило, проскакивает через трапецию и ударяется о килевую балку или купол. В такой ситуации инструктор обязан дать команду "от себя". При достаточном проведении числа упражнений по пробежке и остановке с аппаратом такого рода падения происходят редко.

Фаза приземления длится от первого касания земли и до момента отцепления карабина. В случае, если выдерживание выполнено правильно, т. е. ноги коснулись земли в момент срыва потока с крыла, то новичок может, перехватываясь руками за боковые стойки трапеции, остановить аппарат и опустить его на нос. Остальные действия можно начать только после отцепления карабина подвесной системы. Грубой и опасной ошибкой при приземлении является поджимание или вытягивание ног вперед. При вытягивании ног вперед центр тяжести тоже перемещается вперед, и выдерживание становится невозможным. Чтобы исправить эти ошибки, необходимо несколько раз повторить упражнение по остановке дельтаплана. В момент приземления может помочь команда инструктора "бежать".

Если несколько посадок подряд совершаются без ошибок, можно увеличить высоту старта. Целью полетов будет освоение выдерживания скорости и направления. Можно уменьшить и число стартов с сопровождением, а с приобретением обучающимся твердых навыков безопасного управления - разрешить самостоятельные полеты. Для этого необходимо три-четыре летных дня и 15-25 стартов. С точки зрения последовательного обучения целесообразно и взлет разделить на несколько фаз.

Первое, что должен сделать пилот, это убедиться, что участок склона, выбранный для разбега и старта, свободен и ничто не препятствует взлету. На стартовой площадке он должен развернуть дельтаплан носом к ветру и прицепить свой карабин. Затем поднять аппарат и принять положение, показанное на рисунке 4.8, б. Разворачивая аппарат носом против ветра, необходимо выставить угол атаки так, чтобы купол наполнился воздухом. В таком положении следует начинать разбег. Как только почув-

Назад.

Вперёд.