Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

с другой стороны, полет на слишком большой скорости в условиях турбулентности может вызвать временную потерю управляемости аппарата. Практически при свежем ветре оптимальной скоростью будет скорость, несколько превышающая скорость максимального аэродинамического качества. Кроме выдерживания нужной скорости пилот должен считаться с тем, что турбулентность может затруднить управление аппаратом или совсем лищить его этой возможности. В связи с этим в зоне повышенной турбулентности целесообразно маневрирование свести к минимуму, особенно если оно сопровождается креном аппарата. В течение нескольких секунд после взлета или при посадке, когда пилоту хочется поточнее приземлиться, следует избегать крутых разворотов и идти на них лишь во избежание явной опасности (препятствие, столкновение).

Вихри, возникающие при сдвиге ветра или термических потоках, имеют одинаковую природу. Их наличие, как правило, можно обнаружить лишь тогда, когда порывы воздействуют на крыло. С достаточной надежностью турбулентность можно определить на подветренной стороне препятствий (рис. 4.7). Одиночное дерево, возвышающееся на равнине, отдельно стоящее здание могут вызывать завихрения протяженностью до 100-200 м. Неровности грунта также влияют на ветер в приземном слое. Постоянный учет направления ветра и визуальная оценка посадочной площадки должны позволить пилоту сделать быструю оценку (вывод) о возможных местах опасной турбулентности. Аллея тополей, ряд зданий могут вызывать такую турбулентность, что полеты в прилегающей местности при свежем ветре могут стать опасными.

Уже в начале 70-х годов десятки школ дельтапланеризма предоставляли новичкам в аренду дельтапланы для освоения простейших элементов полета, который они могли совершать под контролем инструктора. Научиться летать на дельтаплане можно, конечно, и без инструктора, с помощью только учебника, однако опыт подсказывает, что путь самостоятельного освоения искусства летать чреват излишним риском. Самообучение может привести к закреплению ошибочных навыков, избавиться от которых в дальнейшем бывает довольно трудно. Для системного и успешного обучения нужны не только глубокое знание предмета, но и контроль инструктора, в задачу которого входит не просто учить летать, но и дисциплинировать пилота. Для обучения рекомендуется дельта-план, обладающий невысокими летными характеристиками. Новичку не стоит рекомендовать такой аппарат, который хорош только на период обучения. Вместе с тем нецелесообразно "приносить в жертву" обучению хороший спортивный аппарат с высокими летными характеристиками. Обучение ставит перед клубами задачу подготовки как специального инструкторского персонала, так и соответствующей материальной части.

4.3.1. Выполнение первых полетов

Самое первое задание: почувствовать дельтаплан! С действующими в полете силами надо сначала познакомиться на земле. Пробежки с аппаратом по земле позволяют приобрести будущему пилоту ценные навыки. Во время переноса аппарата новичок впервые чувствует, какие могучие силы, иной раз до сотни килограммов, давят на крыло и пытаются его опрокинуть. Основное правило - держать аппарат носом против ветра, а для этого может быть необходимо двигаться подобно крабу, т. е. боком. Втроем даже без опыта легко справиться с аппаратом (рис. 4.8, а). После определенной тренировки и новичок, соблюдая основные правила, легко переносит дельтаплан. В штиль и при встречном ветре дельтаплан целесообразно переносить в положении, показанном на рис. 4.8, б. После полета аппарат, как правило, переносится к месту старта с попутным ветром. Если ручка управления дельтаплана расположена слишком высоко, его удобнее переносить в положении, приведенном на рис. 4.8, в, если ручка имеет небольшие размеры, можно рекомендовать перенос в положении, указанном на рис. 4.8, г. При свежем ветре дельтапан несет себя сам, удерживаемый пилотом лишь за передние тросы (рис. 4.8, д). Наибольшую нагрузку пилот испытывает при переносе аппарата в положении, показанном на рис. 4.8, в, сжимающее давление на позвоночник может со временем вызвать боль в позвонках. Поэтому важно, перенося аппарат, выпрямлять спину, а при подъеме на склон нагружать мышцы ног. Как это ни парадоксально, но наибольшую физическую нагрузку дельтапланерист получает не в полете, а при переносе аппарата. Люди физически слабые (пожилые или женщины) могут

5200.png

Рис. 4.8. Способы переноски дельтаплана

Назад.

Вперёд.