Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

5100.png

5101.png

Рис. 4.7. Подветренные зоны:

а- группа деревьев; б- здание; в- дельтаплан, стоящий на посадочной площадке; г- крупногабаритное транспортное средство; д- склон; е- насыпь

лы скорости и высоты полета дельтаплана в зависимости от силы ветра. В области, лежащей слева от кривых, можно не опасаться сильного ветра, вызывающего перегрузку порядка g. Так, над местностью, заросшей кустами, на высоте 10 м при ветре силой 10 м/с можно безопасно летать с максимальной скоростью до 15 м/с. Однако на меньшей высоте (непосредственно у поверхности земли) дельтаплан может встретить порыв, вызывающий отрицательные перегрузки (до g) уже при скорости выше 7 м/с. Влияние термиков сдвигает кривые вверх, т. е. в случае возникновения восходящих потоков даже более низкая скорость аппарата может оказаться опасной.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что при выборе оптимальной скорости полета на малых высотах необходимо учитывать два момента: с одной стороны, из-за сдвига ветра вблизи поверхности полет с малой скоростью может привести к сваливанию,

скорость ветра меняется мгновенно, и каждому мгновению соответствуют разные скорости ветра в различных точках пространства. Турбулентность является свойством движения воздуха. На рис. 4.5 показано возникновение турбулентного потока. К потоку постоянной скорости υsz присоединяется вихрь, и в разных точках пространства (А, В, С, D) создаются различные скорости. Рисунок отображает состояние на данный момент, через какой-то интервал времени произойдет смещение потоков, скорость потока в точке А изменится. Именно поэтому анемометр на одном и том же месте показывает непрерывно меняющееся значение скорости. В связи с этим, характеризуя силу ветра, называют обычно два (высшее и низшее) значения скорости, а интервал между ними определяет порывистость ветра.

Порывистость ветра имеет для пилота важное значение: вихри бросают аппарат, создают болтанку, мешают нормальному выполнению полета, подвергают аппарат испытанию на устойчивость и управляемость. Сила вихря достигает границы опасности тогда, когда вызывает отрицательное ускорение, равное по величине ускорению силы тяжести. Подвесная система при этом может "прослабиться" и на какое-то время, управление путем перемещения центра тяжести окажется неэффективным.

5102.png

Рис. 4.6. Диапазоны скорости и высоты безопасного полета дельтаплана с удельной нагрузкой 50 Н/м2 в зависимости от силы ветра

Рис. 4.5. Влияние турбулентности на изменение потока

Турбулентность вблизи земли вызывается тремя причинами: сдвигом ветра, препятствиями и термической неоднородностью воздуха вблизи поверхности. В зависимости от характера поверхности, скорости, высоты и термической активности можно прогнозировать возможность возникновения вихрей опасной силы. Этот прогноз разрабатывается по математической формуле, результат которой в графической форме приведен на рис. 4.6. Кривые, приведенные на графике, позволяют определить безопасные преде-

Назад.

Вперёд.