Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

4.1. Шкала силы ветра

ветра, если рассматривать ее непосредственно от земли к более верхним слоям, постепенно приближается к скорости ламинарного потока. Соединяя крайние точки векторов скоростей, получают характерную эпюру скоростей ветра на высоте. Если сила ветра меняется в зависимости от высоты, речь идет о так называемом сдвиге ветра. По рисунку можно установить, что сдвиг ветра возрастает по мере приближения к земной поверхности. Это указывает на то, что на высоте первоначальных полетов, т. е. в приземном слое высотой до 10-20 м, ожидается наиболее существенное изменение скоростей.

Сдвиг ветра вызывает при управлении дельтапланом ряд особенностей. Предположим, например, что дельтаплан движется со скоростью 10 м/с относительно воздуха, имеющего скорость 8 м/с. Это означает, что аппарат движется относительно поверхности со скоростью 2 м/с. Предположим далее, что аппарат попадает в слой воздуха, движущийся со скоростью 4 м/с. Так как пилот в этот момент будет стремиться выдержать скорость относительно земли

Название

Скорость ветра

Признаки

м /с

км/ч*

Штиль

0-0,2

0

Полный штиль, дым поднимается вер-тикально

Тихий

0,3-1,5

1-5

Ветер еле ощутим, дам слабо колеблется

Легкий ветер

1,6-3,3

6-11

Ветер колышет листья деревьев

Слабый ветер

3,4-5,4

12-19

Сильно колышатся листья деревьев, волнение на воде, ветер развевает флаги

Умеренный ветер

5,5-7,9

20-28

Колышутся тонкие ветви деревьев

Свежий ветер

8-10,7

29-38

Качаются ветви, в водоемах движется вода

Сильный ветер

10,8-13,8

39-49

Качаются тлостые ветви деревьев, шумит лес

Очень сильный ветер

13,9-17,1

50-61

Гнутся тонкие стволы деревьев, ломаются большие ветви

Штормовой ветер

17,2-20,7

62-74

Гнутся толстые стволы, ломаются большие сучья

Шторм

20,8-24,4

75-88

Шторм ломает слабые деревья, сносит с крыш черепицу

Сильный шторм

24,5-28,4

89-102

Ураганный ветер Ураган

28,5-32,6 Св. 32,7

103-117 Св. 118

Ветер разрушает здания, валит лес, возможны человеческие жертвы

* Диапазоны скоростей для удобства округлены до целых цифр.

5000.png

Рис. 4.4. Влияние сдвига ветра вблизи земли: а - разворот против ветра; б - разворот по ветру

по-прежнему 2 м/с, то относительно воздуха его скорость (4+2=6 м/с) уменьшится и станет ниже скорости сваливания. Таким образом, идущий на посадку аппарат, казалось бы, с наивыгоднейшей скоростью, неожиданно для пилота может попасть в срыв-ной режим. Подобные ситуации возникают, как правило, вследствие неподготовленности пилота. В ветреную погоду надо учитывать явление сдвига ветра у поверхности и идти на посадку с необходимым запасом скорости. При поворотах также необходимо принимать во внимание влияние сдвига ветра. Рассмотрим случай, когда пилот, готовясь к посадке с боковым ветром, перед приземлением развернет дельтаплан носом против ветра. Вследствие крена одно из крыльев поднимется выше другого. Так как поток воздуха обтекает верхнее крыло с большой скоростью, возникает мом'ент силы, действующей в направлении, противоположном повороту, т. е. сдвиг ветра препятствует повороту (рис. 4.4, а). (Это положение справедливо лишь для начальной стадии поворота, в дальнейшем сдвиг ветра будет ускорять поворот и может привести к сваливанию - прим. пер.) Пилоту дельтаплана, разворачивающегося по направлению ветра, может казаться, что поворот идет нормально, но это может привести к срыву потока на консоли и пилот будет не в состоянии остановить этот процесс (рис. 4.4, б).

4.2.2. Турбулентность вблизи земли

Атмосферное движение состоит из вихревых движений воздуха. Самые крупные вихри могут обладать размерами в несколько сотен километров (системы циклонов, пассаты, муссоны), а самыми малыми можно считать движения на молекулярном уровне. Системы вихрей, охватывающие континенты, представляются для дельтапланеристов, как собственно ветер. Ниже будут рассмотрены только вихри диаметром в пределах 10-100 м, т. е. сопоставимые по размерам с дельтапланом. Исследуя данную точку пространства, можно отметить, что

Назад.

Вперёд.