return_block_links()); ?> |
Дельтапланеризм. М. Ордоди
4.1.
Шкала силы
ветра
ветра, если рассматривать ее непосредственно от земли к более верхним слоям, постепенно приближается к скорости ламинарного потока. Соединяя крайние точки векторов скоростей, получают характерную эпюру скоростей ветра на высоте. Если сила ветра меняется в зависимости от высоты, речь идет о так называемом сдвиге ветра. По рисунку можно установить, что сдвиг ветра возрастает по мере приближения к земной поверхности. Это указывает на то, что на высоте первоначальных полетов, т. е. в приземном слое высотой до 10-20 м, ожидается наиболее существенное изменение скоростей. Сдвиг ветра вызывает при управлении дельтапланом ряд особенностей. Предположим, например, что дельтаплан движется со скоростью 10 м/с относительно воздуха, имеющего скорость 8 м/с. Это означает, что аппарат движется относительно поверхности со скоростью 2 м/с. Предположим далее, что аппарат попадает в слой воздуха, движущийся со скоростью 4 м/с. Так как пилот в этот момент будет стремиться выдержать скорость относительно земли
Рис. 4.4. Влияние сдвига ветра вблизи земли: а - разворот против ветра; б - разворот по ветру по-прежнему 2 м/с, то относительно воздуха его скорость (4+2=6 м/с) уменьшится и станет ниже скорости сваливания. Таким образом, идущий на посадку аппарат, казалось бы, с наивыгоднейшей скоростью, неожиданно для пилота может попасть в срыв-ной режим. Подобные ситуации возникают, как правило, вследствие неподготовленности пилота. В ветреную погоду надо учитывать явление сдвига ветра у поверхности и идти на посадку с необходимым запасом скорости. При поворотах также необходимо принимать во внимание влияние сдвига ветра. Рассмотрим случай, когда пилот, готовясь к посадке с боковым ветром, перед приземлением развернет дельтаплан носом против ветра. Вследствие крена одно из крыльев поднимется выше другого. Так как поток воздуха обтекает верхнее крыло с большой скоростью, возникает мом'ент силы, действующей в направлении, противоположном повороту, т. е. сдвиг ветра препятствует повороту (рис. 4.4, а). (Это положение справедливо лишь для начальной стадии поворота, в дальнейшем сдвиг ветра будет ускорять поворот и может привести к сваливанию - прим. пер.) Пилоту дельтаплана, разворачивающегося по направлению ветра, может казаться, что поворот идет нормально, но это может привести к срыву потока на консоли и пилот будет не в состоянии остановить этот процесс (рис. 4.4, б). 4.2.2. Турбулентность вблизи земли Атмосферное
движение
состоит из
вихревых
движений
воздуха.
Самые
крупные
вихри могут
обладать
размерами в
несколько
сотен
километров
(системы
циклонов,
пассаты,
муссоны),
а самыми
малыми можно
считать
движения на
молекулярном
уровне.
Системы
вихрей,
охватывающие
континенты,
представляются
для
дельтапланеристов,
как
собственно
ветер. Ниже
будут
рассмотрены
только вихри
диаметром в
пределах
10-100 м, т.
е.
сопоставимые
по размерам с
дельтапланом.
Исследуя
данную точку
пространства,
можно
отметить,
что
Назад.
|