Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

4300.png

сшивания полотнищ выполнены небольшие закладки 5-15 мм, уменьшающиеся до нуля к середине хорды профиля (рис. 3.35). Если купол выкроен из целого куска материала, то-го же эффекта можно достичь, заложив части материала параллельно латам. На современных дельтапланах с нулевой купольностью (Δγ=0) профилирование крыла осуществляют исключительно с помощью объем-

4301.png

ного раскроя. Такие дельтапланы приобретают купольность только под влиянием нагрузки. У плоских куполов возникают сильные нагрузки на элементы каркаса и материал купола. По мере вытяжки материала купола эти нагрузки уменьшаются, в результате чего ухудшаются летные свойства дельтаплана. Недостатком плоского купола является и то, что его форма, а следовательно, и устойчивость зависят от нагрузки. Если конструктор недостаточно заботится об устойчивости (чрезмерно малая крутка, отказ от S-образной формы профиля и т. д.), то его дельтаплан может приобрести склонность к пикированию.

можно регулировать изменением его формы и жесткости боковых балок.

Другим общепринятым методом профилирования купола является также объемный раскрой, когда вдоль задней кромки крыла по линии

Форму купола в плане строят по шаблону. Шаблон можно разложить на ровной горизонтальной поверхности пола или большого стола, где с помощью кнопок и шнуров задают контуры купола. Он может быть построен с помощью рулетки по закону треугольников. Контур купола "Ястреба" (см. рис. 3.34) строят следующим образом: относительно исходной линии OF из точки О с помощью рулетки проводят дугу, соответствующую длине передней кромки купола, а из точки F - дугу радиусом, равным полуразмаху FV крыла. При пересечении этих дуг получается крайняя точка купола V. Точку D строят аналогичным способом. Затем размечают линии боковых карманов, лат и дугообразную линию сшива полукрыльев. Если купол выкроен из целого куска материала, то все построения можно производить непосредственно на материале. Перед раскроем купола из отдельных полотнищ их необходимо скрепить между собой.

4302.png

Материал купола должен удовлетворять многим требованиям. Поскольку купол испытывает нагрузки, ему необходимо быть прочным. Под воздействием полетной нагрузки материал купола должен незначительно деформироваться, т. е. он должен быть малорастяжим. Летные качества крыла ухудшаются, если материал воздухопроницаем. Купол дельтаплана подвергается воздействию влаги, поэтому его следует изготовлять из негигроскопичного материала. Многие материалы нестойки к солнечному излучению: теряют свои свойства и прочность. Купол дельтаплана, изготовленный из такого материала, быстро выйдет из строя. Материал купола должен иметь гладкую поверхность, небольшую массу и, наконец, должен иметься в продаже и быть недорогим.

Этим требованиям в наибольшей степени отвечают синтетические материалы, применяемые для парусников: дакрон, терилен, бейнбридж (dakron, terilen, bainbridge) и т. д. Оптимальная плотность материала для купола крыла 100-200 г/м2. К сожалению, эти материалы относительно дороги и дефицитны: примерная цена купола одного дельтаплана соответствует 5000 форинтам. Венгерское предприятие "Будафлакс" (Budaflax) в 1979 г. предприняло попытку производить аналогичный синтетический материал для куполов дельтапланов.

Большую популярность среди венгерских дельтапланеристов получила полиэтиленовая пленка. При соблюдении соответствующей технологии изготовления полиэтиленовый купол вполне удовлетво-

Назад.

Вперёд.