return_block_links()); ?> |
Дельтапланеризм. М. Ордоди
![]() Рис. 3.31. Втулка, впрессованная в отверстие балки втулкой, впрессованной в отверстия балки (рис. 3.31). Она же предохраняет балку от вмятин. Для предотвращения отворачивания гайки желательно применять пружинную шайбу. В соединениях, где нет необходимости в постоянной сборке и разборке, желательно применять корончатые гайки со шплинтом или вариант нормальная гайка - пружинная шайба - контргайка. Очень удобны самоконтрящиеся гайки. На одном торце такой гайки имеется пластмассовая кромка, которая однако через определенное число сборок и разборок выходит из строя. В узлах, подвергаемых регулярной сборке и разборке, целесообразно применять гайки-барашки и булавки. Контроль затяжки болтов, гаек, шкворней, состояние отверстий необходимо производить перед каждым полетом. Необходимо также, чтобы детали, которые подвергаются коррозии, имели антикоррозионные покрытия. 3.2.2. Купол Купол
дельтаплана
по своей
форме,
методам
изготовления
и
применяемой
материи
аналогичен
парусу
кораблей,
поэтому
изготовление
купола
дельтаплана,
по сути,
требует
такой же
промышленной
основы, как и
изготовление
парусов
кораблей. В
парусостроении
применяют
современные
научные
достижения и
результаты
исследований
(рис.
3.32). При
изготовлении
парусов яхт
существует
ряд
ограничений,
которые не
распространяются
на
дельтапланы.
Кроме летных
характеристик
дельтапланеристы
должны
учитывать
лишь
требования
безопасности
полета,
устойчивости
и
управляемости
аппарата.
Первое
требование
всегда
учитывалось
и при
изготовлении
парусов
кораблей. Для
улучшения
ходовых
качеств
парусных
кораблей
применяют
аэродинамически
более
совершенные
паруса, т. е.
усиливают
натяжение и
увеличивают
высоту мачт.
Эти же
тенденции
прослеживаются
в
дельтапланеризме.
Назад.
Применение абсолютно плоского купола невыгодно с двух точек зрения. Если профиль килевой части представляет прямую, то профили средней части полукрыла будут иметь малую кривизну, а значит, и плохие несущие свойства и крыло будет иметь неоптимальное распределение подъемной силы по размаху. Для обеспечения продольной устойчивости необходимо иметь крутку порядка 15-25╟. Согласно диаграмме Эйфеля, при малых углах атаки (2-3╟) концевой части крыла, плоские профили центральной части крыла теряют несущие свойства. Создавая сильную кривизну передней части килевой балки, можно существенно улучшить несущие свойства крыла и аэродинамическое качество. Имеются несколько способов формирования центральной части крыла (рис. 3.33). Придание килевой балке S-образной формы повышает продольную устойчивость. Простым и эффективным методом улучшения летных характеристик является применение плавающего киля. Центральная часть купола располагается над килевой балкой, она формируется высоким килевым карманом и профилированной центральной датой, подтянутой шнуром к верхней тросовой растяжке (на дельтапланах последних поколений центральная часть крыла формируется именно таким образом). Для профилирования всей поверхности крыла, помимо кривизны центральной балки, необходимо применять специальный раскрой купола. На рис. 3.34 показана схема раскроя купола дельтаплана "Ястреб". Два его полукрыла сшиваются не по прямой OF, а по штриховой кривой. Боковой карман раскроен также не по прямой линии 0V, а по дугообразной. Раскроенный таким образом боковой карман должен быть пришит к куполу с так называемой закладкой материала по шву. Технология такого раскроя подробно описана в работе [15]. Профилирование купола непосредственно на дельтаплане Рис. 3.32. Латинский парус практически повторяет полукрыло дельта-плана
|