Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

полете изгибающим моментом, основой расчетов служит определение максимального напряжения изгиба:

σz=Mz/Jp,

где Jр=(D4-d4)π/32D-момент сопротивления изгибу D,d-внешний и внутренний диаметры трубы.

На крыльях с гибким каркасом (согласно испытаниям) под действием больших нагрузок наступает значительное уменьшение коэффициента подъемной силы; причиной уменьшения является деформация крыла. Деформированное крыло срывается при значительно больших скоростях υА, поэтому, приступая к приемке с такой же скоростью υ, на таком дельтаплане можно создать значительно меньшую перегрузку п1, чем на дельтапланах с жестким каркасом (рис. 3.15).

3700.png

Подобная ситуация возникает и в тех случаях, когда крыло попадает в сильные восходящие потоки, и при ускорении, направленном вверх, увеличивается нагрузка на крыло. Под влиянием этих факторов уменьшается коэффициент подъемной силы дельтаплана с гибким каркасом, поэтому ускорение, а вместе с ним и величина перегрузки всегда будет меньше, чем у дельтаплана с жестким каркасом. Теоретически боковая балка никогда бы не сломалась, если бы под действием нагрузки она могла согнуться в кольцо. Но на практике слишком гибкая боковая балка даже под влиянием небольшой нагрузки деформируется и летные качества дельтаплана даже при поворотах с малым креном сильно ухудшаются. На дельтапланах некоторых новейших конструкций необходимая гибкость обеспечивается отсутствием системы растяжек. В таких случаях для сохранения необходимой прочности центральный узел переносят назад (например, "Суперскорпион") или применяют дельтаплан с большим носовым углом и большими законцовками крыла (рис. 3.16). Большая законцовка тоже увеличивает гибкость: под влиянием большой нагрузки она отгибается вверх, и таким образом уменьшается коэффициент подъемной силы крыла.

3.2. Как строить дельтапланы

3.2.1. Каркас

Каркас дельтаплана состоит из труб, скрепленных для жесткости тросами. При транспортировании его можно собрать в пакет. При проектировании каркаса, кроме требований аэродинамики и условий прочности, большое внимание следует обращать на удобство сборки и разборки. Поэтому отдельные узлы конструкции труб делают шарнирными, благодаря чему соединяемые трубы могут вращаться. На рис. 3.17 показана принципиальная схема обычного метода сборки. С разъединением центрального узла килевая и поперечная балки отсоединяются друг от друга и каркас можно сложить. Конечная операция разборки - сворачивание купола.

Основные элементы каркаса - балки, которые на всех современных аппаратах делают из алюминевых труб. Для безаутриггерных конструкций боковых балок, сильно нагруженных в

Назад.

Вперёд.