Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

2900.png

2901.png

Наиболее простой способ улучшения летных характеристик - уменьшение сопротивления каждого из этих элементов. Сопротивление пилота уменьшится более чем на половину, если он примет горизонтальное положение, в результате чего качество крыла, имеющего, например, качество 10, может увеличиться на 0,5.

Сопротивление элементов каркаса, находящихся в потоке воздуха, можно путем придания им обтекаемой формы уменьшить на четверть, и, таким образом, качество крыла увеличится еще на 0,5. Сопротивление каркаса наиболее существенно уменьшается, если поперечная балка закрыта. Таким образом, даже без придания обтекаемой формы остальным элементам качество крыла увеличивается на 1-1,5. Именно это и повлияло на появление Дельтапланов без поперечной балки ("Грифон"). Сопротивление купола-это, в первую очередь, сопротивление трению, которое уменьшается с уменьшением несущей поверхности. Но несущую поверхность купола можно уменьшить без ущерба летным характеристикам лишь в том случае, если соответствующим образом увеличить коэффициент подъемной силы крыла. Это достигается размещением поперечины внутри двойных несущих поверхностей, которые приближают дельтапланерное крыло к традиционному самолетному крылу. С увеличением толщины профиля увеличивается и вредное профильное сопротивление, однако уменьшение сопротивления трения, достигнутое путем уменьшения несущей поверхности купола, является более значительным. На самолетах с расчалочным крылом значительную часть вредного сопротивления создают тросы, находящиеся в воздушном потоке. На Дельтапланах, летающих с малой скоростью, колебание тросов- редкое явление, поэтому доля их сопротивления относительно невелика. С появлением конструкций аутриггеров с растяжкой боковой балки в трех плоскостях общая длина тросов удвоилась по сравнению с Дельтапланами первого поколения. У современных Дельтапланов безаутриггерной схемы длина тросов уменьшилась наполовину, но с точки зрения улучшения летных характеристик это означает лишь 2-3%-ную прибавку качества.

На рис. 2.36 при рассмотрении схемы аэродинамических сил для простоты не было учтено вредное сопротивление, и, таким образом, отклонение назад вектора полной аэродинамической силы является результатом скоса потока за крылом. Для уменьшения скоса потока желательно уменьшить хорду крыла, благодаря чему вектор полной аэродинамической силы существенно менее отклоняется от вертикального положения. На новых, аэродинамически более совершенных Дельтапланах соотношение подъемной силы и сопротивления значительно лучше, следовательно, лучше и качество. Естественно, что уменьшение скоса потока является следствием уменьшения подъемной силы, и если мы хотим сохранить первоначальную скорость планирования, необходимо увеличить размах крыла, сохранив его площадь и обеспечив ему новую, оптимальную форму профиля. Наиболее целесообразным (с точки зрения конструкции) является удлинение консолей крыла. Некоторые конструк-

Рис. 2.37. Опытный образец Дельтаплана схемы "утка". Расположенный спереди стабилизатор прикреплен тросами к боковым балкам крыла

Рис. 2.36. Влияние формы крыла на индуктивное сопротивление

торы пытаются создать летательные аппараты с несколькими крыльями. Это в основном Дельтапланы с жестким крылом и близкой к классической схемой, т. е. расположенные друг за другом. Особенно удачно обеспечивает такую схему Дельтаплан без поперечной балки (рис. 2.37) Устойчивость подобных летательных аппаратов можно рассчитать. Теоретически, с точки зрения прочности и управляемости, такие аппараты имеют еще больше преимуществ. Однако практические опыты пока не дали ожидаемых результатов улучшения летных характеристик. Причиной является то, что воздействие крыльев друг на друга приводит к существенному увеличению общего сопротивления, по сравнению с суммой сопротивлений аналогичных изолированных крыльев, т. е. крылья "интерферируют".

С аэродинамической точки зрения крыло Дельтаплана характеризует так называемое удлинение крыла. Удлинение крыла Дельтапланов, имеющих прямоугольную форму в плане, определяется соотношением размаха крыльев и хорды. Удлинение крыла других форм, отличающихся от прямоугольной, можно определить формулой

Х=l2\S,

где l-размах крыла, S-площадь крыла. Качество крыла Дельтаплана в среднем всегда пропорционально удлинению крыла (рис. 2.38). Отсюда следует вывод, что удлинение крыла сопровождается улучшением летных характе-

Назад.

Вперёд.