return_block_links()); ?> |
Дельтапланеризм. М. Ордоди
![]() ![]() Рис. 2.23. Деформация формы купола ![]() ![]() ![]() Рис. 2.24. "Плавающая" поперечная балка (справа) Рис. 2.25. Система дифференцированной растяжки (вверху) методов по увеличению их управляемости. При достижении соответствующего угла крена пилот отводит ручку управления в исходное положение, а для изменения угла атаки переводит ее вперед. Одновременно с началом крена начинается скольжение в сторону поворота и благодаря стреловидности и поперечному V Дельтаплан начинает поворот. Вращение по .курсу возникает в результате скольжения. Как и при создании крена, масса отдельных частей крыла и их сопротивление демпфируют возникновение рыскания, однако моменты затухания здесь пропорциональны расстоянию до вертикальной оси. Поэтому при введении в поворот крыльев с большим размахом они скользят сильнее. Применяемые для облегчения крена методы увеличения чувствительности могут уменьшить и скольжение. С началом крена происходит деформация первоначальной формы купола: купольность полукрыла, направленного вниз, увеличивается, а купольность полукрыла, направленного вверх, уменьшается, вследствие чего профили на концах крыльев, играющие основную роль при затухании крена, отклоняются и устанавливаются по потоку - флюгируются. На рис. 2.23 показано уменьшение угла атаки профиля внутреннего крыла с помощью высокого килевого кармана. Улучшение управляемости Дельтапланов новых поколений достигается в первую очередь за счет создания свободы перемещения купола. С помощью килевого кармана поднятый выше киля купол может переместиться в сторону крена и, таким образом, во время вхождения в поворот может создаться большая разность купольностей между полукрыльями, чем у куполов с фиксированной килевой частью. Создание необходимой асимметрии крыла возможно при "плавающей" поперечной балке. В этом случае с помощью какого-нибудь конструкционного решения поперечную балку можно передвинуть по отношению к килевой балке (рис. 2.24). Ассиметрия увеличивается и благодаря так называемой системе дифференциальной растяжки, когда с помощью аутриггерных тросов, проходящих через блок, боковые балки деформируются взаимосвязанно (рис. 2.25). Оптимальный выбор съемы Дельтаплана в большой степени способствует увеличению его управляемости. На рис. 2.26 показана схема Дельтаплана с так называемыми радиальными латными окончаниями крыльев: внутреннюю площадь каркаса дополняет добавочная поверхность, положение и форму которой определяют латы купола. Подъемная сила, возникающая на такой Законцовке с помощью лат увеличивает степень крутки крыла. Величина крутки зависит от упругости балок каркаса, а также от формы Законцовок; более жесткий каркас даже под влиянием большей Законцовки не слишком деформируется. Однако крутка существенно зависит от нагрузки на крыло, большая нагрузка вызывает большую крутку. Во время вхождения в поворот нагрузка на внутреннее крыло увеличивается, а на внешнее - уменьшается, поэтому Законцовка внутреннего крыла "выдувается"
|