return_block_links()); ?> |
Дельтапланеризм. М. Ордоди
![]() Рис. 2.17. Поперечное V Дельтаплана: 1-отрицательная V-образноcть; 2- положительная V-образность; 3- изменение по размаху крыла 4 - V-образность возрастает; 5 - У-образность уменьшается Рис. 2.18. Скольжение Дельтаплана Если случайное возмущение вызывает крен Дельтаплана, то сумма равнодействующей аэродинамической и гравитационной сил создает боковое ускорение. Если крен не связан с выполнением поворота, начинается скольжение в сторону крена (рис. 2.18). При положительной установке V на полукрыле со стороны обдува, несимметричного направлению потока, увеличиваются углы атаки и возникает большая подъемная сила, которая стремится вернуть Дельтаплан к первоначальному горизонтальному положению. При рассмотрении устойчивости по курсу установлено, что в результате скольжения возникает момент рыскания, пово-рачивающий в сторону скольжения, поэтому возмущение,' вызывает крен и поворот. Движение по курсу и крену всегда' сопровождается, что немаловажно, деформацией купола, о чем более подробно будет сказано при рассмотрении вопросов управления Дельтапланом в следующем разделе книги. 2.4. Повороты Силы,
действующие
на
Дельтаплан
при
выполнении
координированного
поворота,
обычно
рассматривают
в системе так
называемых
связанных
координат. В
этой системе
при
координированном
развороте
господствует
покой, так как
силы,
действующие
на
Дельтаплан,
находятся в
равновесии.
Назад.
Представим поворот следующим образом. Пусть Дельтаплан будет частью неподвижного прозрачного блока (рис. 2.19). Координированный поворот мы выполним таким образом, что заставим блок вращаться вокруг неподвижной оси с угловой скоростью ш Центр тяжести Дельтаплана находится на расстоянии r от оси вращения, поперечная балка пересекает ее и составляет угол б с килевой балкой. Согласно законам механики в системе, связанной с крылом, кроме внешних сил в качестве дополнительных следует учитывать и так называемые центробежные силы. Состояние покоя является результатом равновесия силы тяжести О, полной аэродинамической силы R и центробежной силы С (рис. Рис. 2.19. Дельтаплан совершает поворот вокруг вертикальной оси при углах вектора шl, шb скорости с горизонтальной плоскостью ![]() Рис. 2.20. Равновесие сил на повороте
|