Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

бирает скорость. Скорость, соответствующая точке В на поляре, является скоростью минимального снижения (экономическая ско- рость).

Касательная, проведенная от исходной точки графика, опреде-ляет наивыгоднейшую скорость Vс, при которой Дельтаплан пока- зывает максимальное качество. Максимальная скорость планирования обычно ограничивается соображениями безопасности: при скоростях больше Vd могут возникнуть опасные колебания, произойти поломка каркаса или измениться полетные характи-ристики Дельтаплана. Некоторые типы Дельтапланов (например, "Ястреб") вообще невозможно разогнать свыше определенной Vd скорости.

Поляры скорости характеризуют любой летательный аппарат тяжелее воздуха; на рис. 2.11 показаны поляры различных безмоторных летательных аппаратов.

Разные скорости планирования соответствуют разным положениям центра тяжести. Для того, чтобы Дельтаплан летел продолжительное время со скоростью Va, пилот должен переместить центр тяжести своего тела назад. Однако планирование может быть установившимся лишь в том случае, если выполняется условие равновесия полной аэродинамической силы и силы тяжести, т. е. в нашем случае полная аэродинамическая сила также должна

Рис. 2.9. Скоростные и силовые соотношения планирования

1700.png

1701.png

Рис. 2.10. Поляра скорости Дельтаплана второго поколения

Получив данные, необходимые для расчета, можно определить интересующие нас значения аэродинамических сил, действующих на жесткое крыло для произвольно выбранных скоростей V. У гибких крыльев наблюдается иная картина. Из-за упругих деформаций каркаса и купола на различных скоростях обдува аэродинамическая сила не пропорциональна квадрату скорости обдува, поэтому кривые, показанные на рис. 2.8, действительны только для одной определенной скорости обдува. При других скоростях купол и каркас деформируются, поэтому следует учитывать изменение коэффициентов подъемной силы и сопротивления. Известно, что под воздействием большей нагрузки летные характеристики крыла ухудшаются и в то же время при малой нагрузке уменьшается его устойчивость.

Прямолинейный полет Дельтаплана с постоянной скоростью мы называем планированием. В случае полета в невозмущенном воздухе скорость планирования V может быть представлена векторной суммой скорости снижения V и горизонтальной скорости полета V, (рис. 2.9). Угол планирования в только в исключительных случаях меньше 20╟, и, таким образом, величина горизонтальной скорости полета приближается к величине скорости планирования. Суммарная аэродинамическая сила раскладывается на силу сопротивления и подъемную силу. Следовательно, аэродинамическое качество также может быть представлено отношениями скорости полета к скорости снижения или подъемной силы к сопротивлению (в отличие от специальной литературы, понятие аэродинамического качества мы употребляем в более простой и наглядной форме):

К=Vx\Vy=Y\Х.

Применив формулу для определения полной аэродинамической силы, получим

К= Су/Сx.

При оптимальных режимах планирования величина подъемной силы приближается к величине суммарной аэродинамической силы К.

Изобразив векторы различных скоростей планирования выходящими из одной точки и соединив их концы, получим поляру скоростей, характеризующую летные свойства Дельтаплана (рис. 2.10). Так называемая скорость срыва, соответствующая точке А, является наименьшей скоростью полета Дельтаплана. Со скоростью, меньшей этой, он не может планировать продолжительное время. Если пилот вовремя не увеличит скорость, то Дельтаплан либо сваливается на крыло, либо опускает нос и автоматически на-

Назад.

Вперёд.