Библиотека
Оглавление


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

Полет безмоторных летательных аппаратов тяжелее воздуха как и полет птиц, зависит от результата взаимовлияния возникающего между Землей и массой крыла, т. е. силы тяжести G и аэродинамической силы R, возникающей от взаимовлияния воздуха и крыла. Соотношение этих двух факторов определяет траекторию полета.

Летательный аппарат можно вывести на данную траекторию только посредством управления.

Пилот самолета управляет им с помощью жестких шарнирных рулей, птица - всем телом.

Форма гибкого крыла Дельтаплана при перемещении центра тяжести изменяется, и поэтому гибкое крыло с этой точки зрения больше соответствует крылу птицы.

Важная особенность летательных аппаратов заключается в том, что в определенных пределах они могут летать без всякого управления, т. е. самостоятельно. У самолетов это качество называется устойчивостью. Дельтаплан требованию управляемости и устойчивости удовлетворяет благодаря простейшим из ныне известных средств. Согласно принципу Рогалло, летательные аппараты тяжелее воздуха могут быть сконструированы даже из прямых балок и материи, натянутой на них. Несущие балки современных Дельтапланов часто являются непрямыми, парус также имеет неплоскостной раскрой и сильно растянут, но основные принципы устойчивости управляемости крыла соблюдены. Видимо, когда люди лучше изучат особенности гибкого крыла, раскроются и возможности, о которых пока ничего неизвестно. Но гибкое крыло также считается крылом, и ищем ли мы пути увеличения его летных характеристик, или речь идет о критических ситуациях, угрожающих безопасности человека в полете, мы должны использовать данные и опыт, полученный при исследовании жестких крыльев. Дельтаплан по сравнению с традиционными летательными аппаратами не имеет хвоста, т. е. является по схеме летающим крылом. Поэтому полезно сочетать старые знания в "самолетах-крыльях" с новыми, связанными с гибким крылом.

Эта глава, содержащая самые необходимые знания, посвящена решению такой задачи.

^авиима^

2.1 Полет Дельтаплана

В самолете пилот прикреплен к сидению ремнями, и таким образом он движется вместе с летательным аппаратом, т. е. с точки зрения кинематики становится частью машины. На Дельтаплане положение иное: пилот в процессе управления меняет свое положение по отношению к крылу Дельтаплана, вызывая перемещения центра тяжести системы крыло-пилот. Так как вес пилота составляет 60-80% веса такой системы, центр ее тяжести довольно легко передвигается вслед за перемещением центра тяжести пилота. Возникающие на руках пилота силы управления и натяжения ремней подвесной системы являются внутренними силами для системы крыло-пилот и не влияют на ее движение.

Из всех видов движения Дельтаплана особое значение имеет установившееся планирование и поворот. В обоих случаях скоростные и силовые соотношения обычно рассматривают с точки зрения наблюдателя, связанного с крылом, т. е. пилота. Если в связанной системе крыло-пилот все силы уравновешены, то оба движения находятся в обратной зависимости с воздействующими на систему силами. Аэродинамическая сила в таком случае возникает не только за счет движения крыла относительно воздуха, но и за счет воздействия крыла на поток при установившемся криволинейном движении. Под воздействием управления устойчивое равновесие системы крыло-пилот нарушается и в процессе последующего движения возникает новое положение равновесия, соответствующее тому или иному повороту или планированию под иным углом по отношению к земле. То небольшое изменение положения ручки управления, в результате которого пи-лот на некоторое время выводит Дельтаплан из состояния установившегося планирования, вызывает нарушение равновесия. О нарушении равновесия говорят и в том случае, если на устойчивое движение Дельтаплана влияют порывы ветра. Если с прекращением внешнего воздействия Дельтаплан в течение кратковременного переходного периода вновь возвращается к начальному устойчивому положению, то такой Дельтаплан счи-тается устойчивым, в противном случае он является неустойчивым.

При рассмотрении движений Дельтаплана обычно принимают систему координат из трех осей (рис. 2.1). Вращение вокруг поперечной оси - это так называемое движение по тангажу, которое возникает в результате перемещения центра тяжести тела пилота назад и вперед. Например, до тех пор, пока не установится устойчивое положение Дельтаплана при перемещении центра тяжести тела, аэродинамическая сила будет вращать крыло вокруг центра тяжести моментом тангажа Мb Пилот может создавать крен вокруг продольной оси, для этого он перемещается вправо-влево относительно рулевой трапеции. До тех Оop, пока не восстановится равновесие между силой тяжести и аэродинамической силой, момент Мо, который вывел Дельтаплан

Назад.

Вперёд.