первый опыт пошива дельтаплана
Moderators:SysTry, lea, Andrew
давно хотели научиться шить дельтапланы самостоятельно, и вот выдалась такая возможность. мечтаю научиться самостоятельно проектировать крылья, ну а пока хотя бы копировать для приобретения опыта.
в общем взяли мы один из наших учебных аппаратов и сняли с него плазы. конечно пусть получился не совсем то же самое крыло, пусть крыло потянуто, плазы другие. но тем не менее сегодня крыло полетело!
вот как это происходило.
1 этап. снятие плазов.
в первую очередь расставляются репера по всему полукрылу в месте соединения тканей. это такие крестики, одна линия - это линия пришива, а другая - линия, по которой потом ткани совмещаются, чтобы не сместились. мы ставили каждые 30 см, в местах изгиба 20 см.
далее все полукрыло распарывается. самый геморрой - это вытаскивание ниток. ткань перед снятием плаза нужно разгладить утюгом с паром, на маленькой температуре.
плазы рисовали на заменителе элекрокартона. подойдет любая достаточно прочная нерастягивающаяся пленка. для верхней обшивы конечно же пришлось сшить 3 полосы электрокартона, иначе не вмещалось.
дальше выкладывается на столе электрокартон, пришпиливается шилами в нескольких местах, на него кладется тряпка и пришпиливается во многих местах, чтобы не сдвигалась. стол должен быть ровным и вмещать хотя бы большую часть полукрыла. вот какие возникают сложности с потянутыми крыльями: ткань больше не является плоскостью и ее можно и так выложить, и сяк выложить, на любую сторону. на фото видно, что по передней кромке она не ложится на поверхность без морщи.
на плаз переносятся все репера, усиления, липучки, ремни и т.д. обязательно подписывается какое усиление из чего выполняется, сколько слоев и т.д. для некоторых усилений удобно сделать отдельные лекала, чтоб не разворачивать весь плаз. длина, ширина ремней тоже замеряется, отмеряется место пришива. все линии сгиба прорисовываются и подписываются.
репера удобно проплавлять плоским паяльником, на расстоянии сантиметра от края, чтобы не ломалось.
готовый плаз нижней обшивы после снятия пазов мы сшили старое крыло, предварительно зашив латкарманы на обоих полукрыльях и понаставив кучу заплаток. во время сшивания крыла не все репера совпали обратно, в некоторых местах ткань морщилась, в некоторых несовпадение до милиметра. тем не менее крыло после сшива полетело! разницы я лично не заметила. кстати поскольку шили первый раз строчка была кривая и это на полет тоже не повлияло никак.
в общем взяли мы один из наших учебных аппаратов и сняли с него плазы. конечно пусть получился не совсем то же самое крыло, пусть крыло потянуто, плазы другие. но тем не менее сегодня крыло полетело!
вот как это происходило.
1 этап. снятие плазов.
в первую очередь расставляются репера по всему полукрылу в месте соединения тканей. это такие крестики, одна линия - это линия пришива, а другая - линия, по которой потом ткани совмещаются, чтобы не сместились. мы ставили каждые 30 см, в местах изгиба 20 см.
далее все полукрыло распарывается. самый геморрой - это вытаскивание ниток. ткань перед снятием плаза нужно разгладить утюгом с паром, на маленькой температуре.
плазы рисовали на заменителе элекрокартона. подойдет любая достаточно прочная нерастягивающаяся пленка. для верхней обшивы конечно же пришлось сшить 3 полосы электрокартона, иначе не вмещалось.
дальше выкладывается на столе электрокартон, пришпиливается шилами в нескольких местах, на него кладется тряпка и пришпиливается во многих местах, чтобы не сдвигалась. стол должен быть ровным и вмещать хотя бы большую часть полукрыла. вот какие возникают сложности с потянутыми крыльями: ткань больше не является плоскостью и ее можно и так выложить, и сяк выложить, на любую сторону. на фото видно, что по передней кромке она не ложится на поверхность без морщи.
на плаз переносятся все репера, усиления, липучки, ремни и т.д. обязательно подписывается какое усиление из чего выполняется, сколько слоев и т.д. для некоторых усилений удобно сделать отдельные лекала, чтоб не разворачивать весь плаз. длина, ширина ремней тоже замеряется, отмеряется место пришива. все линии сгиба прорисовываются и подписываются.
репера удобно проплавлять плоским паяльником, на расстоянии сантиметра от края, чтобы не ломалось.
готовый плаз нижней обшивы после снятия пазов мы сшили старое крыло, предварительно зашив латкарманы на обоих полукрыльях и понаставив кучу заплаток. во время сшивания крыла не все репера совпали обратно, в некоторых местах ткань морщилась, в некоторых несовпадение до милиметра. тем не менее крыло после сшива полетело! разницы я лично не заметила. кстати поскольку шили первый раз строчка была кривая и это на полет тоже не повлияло никак.
Last edited by chuffed88 on 12 Nov 2016 21:53, edited 1 time in total.
Re: первый опыт пошива дельтаплана
этап 2.
раскрой и подготовка разных частей.
ну у бедного алматинского клуба не было новой ткани конечно же. зато на эксперименты было несколько старых крыльев. Спорт с убитыми нитками, распарывать который - одно удовольствие. а перешивать - дороже самого спорта. поплавленный сверху Комбат Стаса. и Ленкин Лайтспид с убитой вхлам верхней обшивой. еще у Игоря была какая-то запчасть от старого химического крыла. ну и были обрезки нового тяжелого дакрона на усиления, которые для моторажных крыльев вроде и не нужны уже.
в общем распарывание крыльев - это быстро и приятно, а вот выдергивание ниток - очень долго и нудно, это самая нелюбимая для меня часть работы.
ткань опять же нужно прогладить, для верхней обшивы сшить.
далее процесс перенесения того, чего мы нарисовали на ткань в обратном порядке: ткань раскалывается на столе, кладется лекало и раскалывается все вместе. очень важно не растягивать ткань, а только как можно лучше разгладить ее по столу, иначе после убирания шил она стянется и все будет неправильно. репера удобно переносить тонким карандашом со вставляющимися стержнями. все линии прочерчиваются, некоторые места подписываются, чтобы потом не забыть. ткань резали плоским немного заточенным паяльником. увы, без тяги. воняет конечно, но я старалась держать голову в стороне от дыма, воняло меньше)
вырезаются все усиления, пришиваются. перед пришиванием ткани склеиваются. конечно лучше и удобнее скотчем, но мы не сильно его искали, нашли только довольно широкий бумажный, а он плохо клеит. потому использовали момент. следов вроде бы не осталось, и после ремонтстарого крыла через 2 года тоже не было видно следов.
вопросы возникли у нас с молнией. на фото видно как мы все сделали: ткань разрезается и разводится в сторону. загнутые полоски должны быть минимум 5 мм в ширину чтобы вместился шов, ну и конечно сама молния должна вместиться. в застегнутом виде приклеили молнию и пришили. потом все усиления пришили. шили как можно ближе к краю.
готовая нижняя обшива со свеми усилениями и молниями (правда кое-чего не хватает, но об этом мы забыли) внутренний обтекатель вышел стыкованный, зато большая часть из классного Мойесовского внутреннего обтекателя - там тряпка с продольными усилениями, покрытая пленкой. кажется совершенно не потянутая. наружные сделали из внутренних обтекателей Спорта.
сложности возникли с верхней обшивой. нужно было сшить 3 куска: кусок из нижней обшивы Лайтспида пошел на верхнюю часть, но он был короткий. серые части Комбата дополнили длину. и белая часть обшивы спорта . и вот тут кажется мы ошиблись. ткань Спорта была растянута слабее, чем верхняя часть. старались соединять идеально те же самые куски тряпки на оба полукрыла, потому что ткань потянута (для симметрии). для этого ставили репера на плазу, где именно находились латкарманы Спорта и края ткани. на верхней обшиве больше всего усилений. усиления под латы, причем там слой пленки плюс еще слой дакрона, усиление на лопух, на начало пришива нихней обшивы, под верхние троса ремень и т.д.
этап 3. сшивание всех частей.
ну тут я фоток почти не делала. главное - порядок. первым пришивается внутренний обтекатель. далее пришиваются латкарманы. для упорной латы латкарман пришивается с обеих сторон, обязательно надо делать слабину под лату, иначе будет выпирать с обеих сторон.
потом можно либо сшить оба полукрыла, либо сделать это позже. мы сшили сразу.
далее сшивается нижняя обшива и оба обтекателя.причем нижняя обшива выворачивается. сшивается прямой строчкой, это единственное место, где не зигзаг.
потом нижняя обшива выворачивается и шьется там же зигзагом.
потом наружний обтекатель. очень важно срезать нитки с местах латкарманов (там естственно разрыв шва), а то мы на том парусе не срезали и латы упирались в них.
потом нижняя обшива к верхней, килькарман и готово!
и вот крайняя строчка: и крайний люверс! и ура! все, парус готов! наконец-то, после еще 2х недель труда!
раскрой и подготовка разных частей.
ну у бедного алматинского клуба не было новой ткани конечно же. зато на эксперименты было несколько старых крыльев. Спорт с убитыми нитками, распарывать который - одно удовольствие. а перешивать - дороже самого спорта. поплавленный сверху Комбат Стаса. и Ленкин Лайтспид с убитой вхлам верхней обшивой. еще у Игоря была какая-то запчасть от старого химического крыла. ну и были обрезки нового тяжелого дакрона на усиления, которые для моторажных крыльев вроде и не нужны уже.
в общем распарывание крыльев - это быстро и приятно, а вот выдергивание ниток - очень долго и нудно, это самая нелюбимая для меня часть работы.
ткань опять же нужно прогладить, для верхней обшивы сшить.
далее процесс перенесения того, чего мы нарисовали на ткань в обратном порядке: ткань раскалывается на столе, кладется лекало и раскалывается все вместе. очень важно не растягивать ткань, а только как можно лучше разгладить ее по столу, иначе после убирания шил она стянется и все будет неправильно. репера удобно переносить тонким карандашом со вставляющимися стержнями. все линии прочерчиваются, некоторые места подписываются, чтобы потом не забыть. ткань резали плоским немного заточенным паяльником. увы, без тяги. воняет конечно, но я старалась держать голову в стороне от дыма, воняло меньше)
вырезаются все усиления, пришиваются. перед пришиванием ткани склеиваются. конечно лучше и удобнее скотчем, но мы не сильно его искали, нашли только довольно широкий бумажный, а он плохо клеит. потому использовали момент. следов вроде бы не осталось, и после ремонтстарого крыла через 2 года тоже не было видно следов.
вопросы возникли у нас с молнией. на фото видно как мы все сделали: ткань разрезается и разводится в сторону. загнутые полоски должны быть минимум 5 мм в ширину чтобы вместился шов, ну и конечно сама молния должна вместиться. в застегнутом виде приклеили молнию и пришили. потом все усиления пришили. шили как можно ближе к краю.
готовая нижняя обшива со свеми усилениями и молниями (правда кое-чего не хватает, но об этом мы забыли) внутренний обтекатель вышел стыкованный, зато большая часть из классного Мойесовского внутреннего обтекателя - там тряпка с продольными усилениями, покрытая пленкой. кажется совершенно не потянутая. наружные сделали из внутренних обтекателей Спорта.
сложности возникли с верхней обшивой. нужно было сшить 3 куска: кусок из нижней обшивы Лайтспида пошел на верхнюю часть, но он был короткий. серые части Комбата дополнили длину. и белая часть обшивы спорта . и вот тут кажется мы ошиблись. ткань Спорта была растянута слабее, чем верхняя часть. старались соединять идеально те же самые куски тряпки на оба полукрыла, потому что ткань потянута (для симметрии). для этого ставили репера на плазу, где именно находились латкарманы Спорта и края ткани. на верхней обшиве больше всего усилений. усиления под латы, причем там слой пленки плюс еще слой дакрона, усиление на лопух, на начало пришива нихней обшивы, под верхние троса ремень и т.д.
этап 3. сшивание всех частей.
ну тут я фоток почти не делала. главное - порядок. первым пришивается внутренний обтекатель. далее пришиваются латкарманы. для упорной латы латкарман пришивается с обеих сторон, обязательно надо делать слабину под лату, иначе будет выпирать с обеих сторон.
потом можно либо сшить оба полукрыла, либо сделать это позже. мы сшили сразу.
далее сшивается нижняя обшива и оба обтекателя.причем нижняя обшива выворачивается. сшивается прямой строчкой, это единственное место, где не зигзаг.
потом нижняя обшива выворачивается и шьется там же зигзагом.
потом наружний обтекатель. очень важно срезать нитки с местах латкарманов (там естственно разрыв шва), а то мы на том парусе не срезали и латы упирались в них.
потом нижняя обшива к верхней, килькарман и готово!
и вот крайняя строчка: и крайний люверс! и ура! все, парус готов! наконец-то, после еще 2х недель труда!
Last edited by chuffed88 on 12 Nov 2016 22:38, edited 1 time in total.
Re: первый опыт пошива дельтаплана
вот такой получился многоцветный крыл из 4х аппаратов)))
без мелких косяков не обошлось. некоторые вещи забыли замерить, например отверстие под верхний трос оказалось на другом полукрыле и его не перенесли. липучки для капотика. ну и всякие другие вещи.
сегодня первый день облета. с ветром нам не повезло, смогла только сбежать с тройки с боковиком и убедиться, что крыло летит без видимых кренов (обычно слетаем с 5ки, откуда хоть полететь можно, а тут только пробежка)
потом пошла на 20ку. с этой высоты не успела понять деталей, но крыло стартует и садится нормально, рулится может чуть по-другому, пока не поняла как. но рулится нормально, усилия на ручке есть и по тангажу, и по крену. цетнровка как и у копируемого аппарата чуть задняя по ощущениям (руки не отпускала). может чуть более задняя.
завтра облетаем с большей высоты, будет видее.
вы не представляете, какое это счастье, оно летииииит!!!)))
ну а вообще все это я решила выложить здесь, потому что многие интересовались в личке. так всем доступно. да и вдруг еще кому интересно)
Кстати шить крылья оказалось не настолько сложно, как многие говорят. Справится любой человек, умеющий работать руками. Только очень дооолго все это. И еще шитье - 10% времени.
и с замечательной надписью Litespeed S))))) по-моему весьма оригинальный)без мелких косяков не обошлось. некоторые вещи забыли замерить, например отверстие под верхний трос оказалось на другом полукрыле и его не перенесли. липучки для капотика. ну и всякие другие вещи.
сегодня первый день облета. с ветром нам не повезло, смогла только сбежать с тройки с боковиком и убедиться, что крыло летит без видимых кренов (обычно слетаем с 5ки, откуда хоть полететь можно, а тут только пробежка)
потом пошла на 20ку. с этой высоты не успела понять деталей, но крыло стартует и садится нормально, рулится может чуть по-другому, пока не поняла как. но рулится нормально, усилия на ручке есть и по тангажу, и по крену. цетнровка как и у копируемого аппарата чуть задняя по ощущениям (руки не отпускала). может чуть более задняя.
завтра облетаем с большей высоты, будет видее.
вы не представляете, какое это счастье, оно летииииит!!!)))
ну а вообще все это я решила выложить здесь, потому что многие интересовались в личке. так всем доступно. да и вдруг еще кому интересно)
Кстати шить крылья оказалось не настолько сложно, как многие говорят. Справится любой человек, умеющий работать руками. Только очень дооолго все это. И еще шитье - 10% времени.
Last edited by chuffed88 on 12 Nov 2016 22:40, edited 1 time in total.
Re: первый опыт пошива дельтаплана
Прям Франкенштейн какой-то.О_о
Re: первый опыт пошива дельтаплана
Почему франкенштейн-то?Hotbird wrote:Прям Франкенштейн какой-то.О_о

Re: первый опыт пошива дельтаплана
Женя, не отпирайся! Это однозначно франкенштейн, в хорошем смысле )))
Каркас тоже весь сами сделали?
Каркас тоже весь сами сделали?
Re: первый опыт пошива дельтаплана
Решили сначала облетать парус со старым каркасом,чтобы если вдруг что не то исключить косяки каркаса. Постепенно и его сделаем думаю.barvinsky wrote:Женя, не отпирайся! Это однозначно франкенштейн, в хорошем смысле )))
Каркас тоже весь сами сделали?
Re: первый опыт пошива дельтаплана
Женя, поздравляю Вас с первой успешной работой. Ваша мечта сбывается, и первый блин отнюдь не комом.
Однако у вас в клубе классная пошивочная мастерская. Тут можно и серию гнать.

Однако у вас в клубе классная пошивочная мастерская. Тут можно и серию гнать.
Re: первый опыт пошива дельтаплана
Я считаю, что надо скинуть фотки Moyes-ам в Австралию. И пожаловаться на что-нибудь, мол полистпаст туго взводится, шоделатьто? 

-
- Posts:722
- Joined:07 Dec 2009 08:40
Re: первый опыт пошива дельтаплана
Поздравляю!Вроде все по фэншую.Похоже хороший учитель-консультант.2 недели-хороший результат для первого раза.Тем паче Атласоид-недешевый дельт на рынке б\у.А для обучения и набора первого опыта-вполне.Помнится была хитрость с прошивом переднего шва,т.к.он изогнутый-мы кажись сначала сшивали 2 половины(верхнюю и нижнюю обшивки)простым швом,накладывая друг на друга.ЗатемСшитые половины раскладывали друг против друга и сшивали по стыку уже зигзагом.Ну и последний шов так же по нижнему стыку верхней и нижней обшивок.Еще раз молодцы.Вполне перспективное дело,т.к.б\у паруса под списание уже накопились,а на них есть довольно много вполне пригодной и хорошей ткани.Особенно нижняя часть парусов.
Re: первый опыт пошива дельтаплана
Нас учил Литвинов Александр Зинович, когда-то он и на свободном дельте летал. Учитель и правда хороший. Хотя я думаю с правильной инструкцией справится любой. Шили вдвоем, потому быстрее. Почти по полному рабочему дню во вторую смену, когда машинка свободна
Это с 5 до 12 ночи...
Да, про швы я написала, только я думала это требование прошивать сначала прямым.
Жаль паруса на списание кончились))) есть у меня мечта именно проектировать дельты самостоятельно, к примеру есть каркас Атласа. Но вот на эксперементы новую ткань покупать как-то страшно.

Да, про швы я написала, только я думала это требование прошивать сначала прямым.
Жаль паруса на списание кончились))) есть у меня мечта именно проектировать дельты самостоятельно, к примеру есть каркас Атласа. Но вот на эксперементы новую ткань покупать как-то страшно.
Re: первый опыт пошива дельтаплана
А ты возьми, как Матвиенко, сахарные мешкиЖаль паруса на списание кончились)))

-
- Posts:123
- Joined:30 May 2016 23:53
Re: первый опыт пошива дельтаплана
Ну тогда, как минимум, надо вышку по специальности, или в Томск ехать на пару-тройку годков на починку и пошив клубных крыльев в подмастерье. Иначе получаться будет:chuffed88 wrote:есть у меня мечта именно проектировать дельты самостоятельно, к примеру есть каркас Атласа. Но вот на эксперементы новую ткань покупать как-то страшно.
С примерно тем же результатом.faiwer wrote:А ты возьми, как Матвиенко, сахарные мешкиЖаль паруса на списание кончились)))
ЗЫ: А помещение-то где-ж ваше теперь? Вроде как с Рыскулова уехали на 31-ый, а там таких больших комнат я не припоминаю.
ЗЗЫ: Ващет, конечно, для меня лично, использовать старую тряпку под переделку на что-то "новое".... я бы не рискнул, ибо если крыло списывать - то парус целиком. Я могу еще понять использование каркаса, но никак не кусков старой тряпки.
ЗЗЗЫ: хотя в свете современных геополитических событий может статься, скоро все вернемся к такому методу приобретения новых крыльев, и тряпка из "сахарных мешков" будет нашим спасением за неимением никакой другой
Re: первый опыт пошива дельтаплана
Респектище огромный! Молодцы!