Библиотека


return_block_links()); ?>
 

Дельтапланеризм. М. Ордоди

Назад.

Вперёд.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перечитав рукопись, я согласился с Тамашем Гаусом - редактором, по мнению которого некоторые положения рукописи слишком сиюминутны, могут быстро устареть. К работе над книгой я приступил в 1978 г. и теперь рад, что многие написанные ранее разделы можно со спокойной совестью оставить без изменений. Легче всего мне далась глава об аэродинамических характеристиках Дельтапланов, так как в этих вопросах много общего между дельтапланеризмом и планеризмом. Знание других видов авиационного спорта помогло мне в написании глав, которые, касаются обучения полетам, т. с. школы дельтапланеристов. Но здесь уже значительно больше нового, необходимого только дельтапланеристу. За прошедшее с начала работы над книгой время стало ясно, что описанный в книге метод обучения достаточно хорош и в дальнейшем его не потребуется значительно изменять. Что же касается технических вопросов, то здесь положение иное. Дельтаплан каждый день "преподносит" нам новые сюрпризы в отношении его возможностей, поэтому многие положения, которые сегодня считаются важными, завтра перестанут быть актуальными.

В наши дни мало научных работ, которые оказывали бы практическую помощь в обеспечении безопасности полетов или победе на соревнованиях.

Конструкторы Дельтапланов стали проводить исследования и эксперименты, с помощью которых можно установить пригодность к полету Дельтаплана той или иной конструкции. Об этих исследованиях в книге имеются лишь упоминания (проверочный тест, испытания на прочность, испытательные полеты) или совсем нет ни слова (например, гравитационные испытания), хотя вопрос, пригоден ли Дельтаплан для полетов, является важнейшим вопросом обеспечения безопасности.

В 1979 г. Министерство транспорта и почты ВНР специальным предписанием регламентировало дельтапланеризм. В том же году Всевенгерский союз обороны родины (ВСОР, Magyar Honvedelmi 5zovetseg, что примерно соответствует ДОСААФ в СССР, прим. пер.) наряду с традиционными видами авиационного спорта - планерным и парашютным - учредил и новые: дельтапланеризм и аэростатный спорт. ВСОР получил новое ответственное задание - создать необходимые инструкции, которые привели бы состояние венгерского дельтапланеризма в соответствие с предписанием министерства. Это весьма сложное дело, поскольку дельтапланеризм развивается по всем направлениям: в методике обучения пилотированию, в организации полетов и, особенно, в вопросах технического обеспечения.

Инструкции пока носят временный характер и превратятся в окончательные лишь после накопления определенного опыта. В ближайшем будущем и эта книга будет нуждаться в переработке, но, тем не менее, я надеюсь, что в ней содержатся положения, которые останутся без изменений. Будапешт, 17 октября 1980 г. Мартон Ордодн

1. МЕЧТА

Дельтапланерный спорт является одним из самых новых видов спорта, его история насчитывает лишь несколько лет. У разных народов появились различные названия необычных летательных аппаратов, похожих на греческую букву А (дельта) и... летучих мышей. Особенно распространились определения (в Венгрии,-прим. пер.): змей, летать на змее. Однако такое выражение может сбить с толку. Форма первых "змеев", на которых летали люди, действительно была похожа на знакомую всем с детства игрушку, которую запускают с помощью веревки. Однако такую игрушку веревка всегда связывает с землей, а наш змей превращается в летательный аппарат именно тогда, когда его связь с землей прерывается и он начинает планировать. С этой точки зрения выражение "планирующий полет" более точное, а сам аппарат можно назвать планирующим крылом. В авиации безмоторные летательные аппараты называют планерами. Однако имеется большое различие между конструкциями, строящимися по традиционной, классической схеме, т. е. состоящими из крыла, фюзеляжа, стабилизирующих и управляющих плоскостей, и конструкциями, предназначенными для планирующего полета.

В связи с массовым распространением дельтапланеризма Международная авиационная федерация (ФАИ) в 1976 г. узаконила этот вид авиационного спорта и учредила самостоятельный класс новых летательных аппаратов - хэнгглайдер (hangglider). В русском языке трудно найти синоним этого английского термина. Согласно буквальному переводу это означает висяче планирующий. В последнее время во всем мире получило распространение определение Дельтаплана, данное в спортивном кодексе Международной авиационной федерации, согласно которому: "... Дельтапланом является такой безмоторный летательный аппарат с фиксированным крылом, взлет и посадка которого могут быть произведены с помощью ног пилота".

Значит, наиболее важное отличие Дельтаплана состоит в том, что взлет и посадка могут происходить без средств тяги или других вспомогательных приспособлений. Это условие строго отличает Дельтаплан от других безмоторных летательных аппаратов. С ног может взять старт только такой летательный аппарат, который способен взлететь при скорости бега человека. Скорость Дельтапланов

Назад.

Вперёд.