Post
by SergeyKa » 31 Mar 2010 14:22
Я не настолько хорошо летаю чтобы быть примером для подражания, поэтому молчал.
Мне кажется, постановка вопроса несколько наивна или некорректна.
Ты подразумеваешь 3 факта:
1. что скорость и направление ветра с высотой не изменяются
2. что скороподъемность с высотой не меняется
3. что поток сносится со скоростью ветра на данной высоте
Ну и еще что спортсмены в голове цифры складывают 8-)
На самом деле поток отрывается от земли, где скорость ветра ниже чем наверху, и направление обычно отличается. Ну и стекание термика происходит сперва вдоль поверхности земли, что придает ему дополнительную скорость в направлении от коллектора к триггеру или куда там пошлет. Собственно это "куда там пошлет" на земле воспринимается как дерганый порыв ветра, учуяв который можно поднять кверху палец и с умным видом сказать - ТЕРМИК СХОДИТ! Даже если только что бомбанулся и разбираешь дельт - все равно умное лицо можно сделать.
Итак, термик сошел и попер вверх. Его масса достигает несколько сотен тонн, и такую массу фоновый ветер быстро разогнать не может. Обтекает как привязанный воздушный шар, как написал классик. Если день нестабильный (термики сильные) и ветреный - это особенно заметно, на входе-выходе термиков не просто вверх-вниз швыряет, а еще сильно меняется воздушная скорость, и вообще колбасит. А по ветру за термиком - ротора. Т.е. главное в контексте твоего вопроса - сильный поток не сносится со скоростью ветра, во всяком случае поначалу.
Скороподъемность. Сперва воздух в термике имеет положительную плавучесть - плотность ниже окружающего воздуха, он перегрет. При этом он разгоняется вверх, особенно если поток толстый. По ходу подъема воздух в термике остывает по сухой адиабате, и на какой-то высоте достигает той же плотности что окружающий воздух. На какой высоте - ммм, каждый день по разному, и даже в разное время дня по разному смотри шаропилотные данные и аэрологические диаграммы или как там по-русски soundings называют. Тогда скороподъемность начинает падать.
Еще термики - особенно внизу - любят стекаться в одну толстую струю, и ради этого иногда не брезгуют попереть против ветра.
Также не забываем о конденсации - если формируется кучевое облако - оно выделяет тепло, сосет вверх, вокруг него иногда воздух опускается формируя небольшую инверсию (щас меня закидают пыльными СПСД) и если поток вялый - он продирается сквозь эту инверсию извиваясь как не знаю что. А бывает что облако сосет с таким энтузиазмом, что всасывает все и вся. День на день не приходится. Если облако сосет - оно может тащить под собой термик не достающий до земли, и при этом он не обязательно наклонен в соответствии с ветром.
Ну и чтобы совсем тебя запутать, на равнине в термичный и ветреный день (10мс вполне достаточно) часто формируются гряды облаков, тогда термики выстраиваются друг за другом в направлении по ветру. Облака при этом могут быть или не быть - ряды термиков в голубые дни тоже случаются.
Поскольку атмосфера ведет себя так разнообразно, мозг маршрутного пилота анализирует немного более чем уравнение из скороподьемности и скорости ветра. Пилот пытается понять какова скороподъемность на разных высотах, видит есть ли кучевые облака и выстроены ли они в гряды, где кружат птицы, дельты, парапончики и т.п.
А еще есть горы, там все вообще не так - ну кроме птиц, парапончиков, елок и кучевых облаков.
Так что простой и наивный ответ на твой вопрос: Если день совсем голубой и не видно термиков ни по облакам, ни по орлам-планерам, ни по смерчикам ни по прудам ни по трясущимся елкам, пилот может запомнить визуально приблизительно под каким углом наклонялся предыдущий термик (по ходу набора высоты понимаешь откуда оно сошло), и пройти над потенциальными источниками, предполагая приблизительно такой же наклон следующего термика. Пока не заметит что-нибудь еще. Или не почувствует. Чувствовать надо. И смотреть. И думать. А я не умею...