Буксировка УТюга
Moderators:SysTry, lea, Andrew
Уважаемые коллеги, прошу помочь!
Ко мне не первый раз обращаются с вопросом: а можно ли буксировать дельтаплан Славутич УТ?
Я практически убежден, что этого делать не стоит, но прямых указаний на недопустимость стартов УТэхи с использованием СМС, я не нашел.
Прошу поделить опытом.
Заранее признателен
искренне Ваш АВ
Ко мне не первый раз обращаются с вопросом: а можно ли буксировать дельтаплан Славутич УТ?
Я практически убежден, что этого делать не стоит, но прямых указаний на недопустимость стартов УТэхи с использованием СМС, я не нашел.
Прошу поделить опытом.
Заранее признателен
искренне Ваш АВ
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220
Re: Буксировка УТюга
На небе есть ветка "Инструкция по аэробуксировке" (http://nebo-forum.kiev.ua/viewtopic.php?f=2&t=9912)
Там прозрачно намякнуто, что
Хотя для настоящих перцев все это не аргумент
Там прозрачно намякнуто, что
Т.е. надо искать очень медленный буксировщик....1.1.2. Минимальная скорость полета МДП-буксировщика должна быть на 20 км/ч меньше максимальной скорости буксируемого дельтаплана (ДП) при условии сохранения нормального управления - как для МДП-буксировщика, так и для буксируемого ДП.
Хотя для настоящих перцев все это не аргумент

Last edited by avv on 22 Aug 2016 17:17, edited 1 time in total.
Re: Буксировка УТюга
ОК, аэробускировка не рассматривается вовсе. А если малинка?
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220
Re: Буксировка УТюга
Вагабондо писал, что можно. Типа, они под Одессой буксировали УТшку и нормально.
Я тоже считаю, что буксировать Славутич-УТ бессмысленно и беспощадно.
Я тоже считаю, что буксировать Славутич-УТ бессмысленно и беспощадно.
Всё еще нет фэйсбука? Тогда мы идем к Вам!
Re: Буксировка УТюга
Алексей, Славутич-УТ прекрасно буксируется за активкой, это доказывает опыт Московского областного дельтаклубаbirukobu wrote: а можно ли буксировать дельтаплан Славутич УТ?
и клуба из Подольска (конец 80х - 90е). Малинки и пассивки тогда не существовало, но, думаю, проблем не будет.
Единственное возможное ограничение - ресурс паруса. Но если аппарат под УФО бывал редко, то всё - норма. Это
уже надо смотреть конкретно. Если есть сомнения, то можно вырезать полоску лавсана из лопуха (там двойная
обшивка) и отправить на испытания. На месте выреза поставить латку. Усиление каркаса не требуется, но желательно
установить дополнительные боковые троса (хотя мы, случалось, летали и без них, заводские заделки не ползли).
Утюгу не требуется перецепка; у него дубовая курсовая устойчивость, поэтому его невозможно загнать в раскачку и
почти невозможно в локаут (мне лично в этом как-то помог жесткий пузырь под крыло сбоку и наша, выработавшаяся
на тот момент, привычка не особо вмешиваться в управление - мелкие крена утюг исправлял сам; тот случай в нашем
клубе был единственным, я о нем на форуме уже писал). Утюгу не страшна внезапная отцепка при тяге на большом
буксровочном угле, т.к. он не склонен к кувырку (но это не значит, в такой момент не надо поджимать ручку). Считаю,
что Славутич-УТ - лучшее крыло для начальных буксировок, даже если есть и более современные крылья.
Не понимаю только, нафига это соколам, поскольку утюги у вас хреновые, а Таргеты - почти новые, и опыт буксировок
на них у вас большой.

Re: Буксировка УТюга
Это не Соколам. Это другая публика из сети вопрошает. У меня нет опыта буксирных полетов на УТюгах. Потому и консультируюсь, чтобы отвечать более компетентно. Просто мне кажется, что УТэха - это совсем уже устаревший крыл для обучения в целом. А уж тем более для полетов с использованием СМС.
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220
Re: Буксировка УТюга
В свое время, в 80-х годах когда появились активки, некоторые начали учить буксировке на них. Часть народу поубивали. Я сам читал в дельтапланерном отделе ДОСААФ отчеты по этим случаям. Причина: локауты учлетов и плохой выход (затяжной) Сл-УТ из пикирования.
Да, в нашем областном (Московском) дельтаклубе использовали на активке Сл-УТ. Сам это наблюдал, но там летали ребята на нем уже опытные, как я понял.
У себя в клубе в 90-х раз сам затянулся на Утехе. Да, при штатной буксировке все без проблем.
Когда попытались его затягивать уже в 2000-х с использованием уздечки как у Кондора, у нас он прилично качался и мы отказались от этой затеи.
В современных условиях этот раритет использовать как-то уже неприлично, а его главные проблемы: малый градиент усилия на ручке на переходных режимах, поздний выход из пикирования никуда не делись. Не нужно еще раз наступать на грабли. Сейчас имеются хорошие дельтапланы для обучения.
Да, в нашем областном (Московском) дельтаклубе использовали на активке Сл-УТ. Сам это наблюдал, но там летали ребята на нем уже опытные, как я понял.
У себя в клубе в 90-х раз сам затянулся на Утехе. Да, при штатной буксировке все без проблем.
Когда попытались его затягивать уже в 2000-х с использованием уздечки как у Кондора, у нас он прилично качался и мы отказались от этой затеи.
В современных условиях этот раритет использовать как-то уже неприлично, а его главные проблемы: малый градиент усилия на ручке на переходных режимах, поздний выход из пикирования никуда не делись. Не нужно еще раз наступать на грабли. Сейчас имеются хорошие дельтапланы для обучения.
Re: Буксировка УТюга
Лёша, если утюг реально в хорошей сохранности, на нем можно отлично обучать и в наши дни, он может всё - от первой
наземки, до первой парёжки в термиках. Маршруты, понятно, - нет, но хочу напомнить, что сто миль впервые пролетели
в штатах на еще более примитивном аппарате - классическом двухконусном рогалёте. По сравнению с Таргетом у утешки
два преимущества - высокая пассивная безопасность (для учебного крыла это первостепенное достоинство, прокачка для
учлета - жизненная необходимость) и очень низкая по теперешним временам цена. В общем, всё по-любому упирается в
инструктора и методику обучения.
наземки, до первой парёжки в термиках. Маршруты, понятно, - нет, но хочу напомнить, что сто миль впервые пролетели
в штатах на еще более примитивном аппарате - классическом двухконусном рогалёте. По сравнению с Таргетом у утешки
два преимущества - высокая пассивная безопасность (для учебного крыла это первостепенное достоинство, прокачка для
учлета - жизненная необходимость) и очень низкая по теперешним временам цена. В общем, всё по-любому упирается в
инструктора и методику обучения.
Re: Буксировка УТюга
Володя, спасибо за добрые воспоминания. Абсолютно верно, вообще на буксировку в те времена допускались только423 wrote:Да, в нашем областном (Московском) дельтаклубе использовали на активке Сл-УТ. Сам это наблюдал, но там летали ребята на нем уже опытные, как я понял.
пилоты с твердым вторым разрядом; в Яхроме все уже умели летать, а некоторые выезжали на Гору или на Юцу, т.е.
уже имели опыт полетов на большой высоте. И то, признаюсь честно, первая буксировка была хорошим тренингом для
психики, так это при том, что ваш покорный слуга три занятия (уже будучи одним из старших спортсменов) только
присматривался и таскал трос, тэкскать готовился морально, хотя допуск получил. Наша лебедка (кировская, чуть ли
не сигнальный экземпляр, Лёша, у вас в клубе точно такая же) была не полностью укомплектована (не было тросоруба и,
что важнее, был снят динамометр - следствие его крайне неудачной конструкции), это не позволяло проводить щадящие
затяжки на малой тяге и буксироваться при ветре более 3-4 м/с - мы вообще от греха предпочитали штиль. Лично я считаю,
что тогдашнее ограничение на первоначальное обучение с помощью СМС было правильным. Сейчас конечно другое время,
набран большой опыт (и негативный, и позитивный) первоначального обучения на буксировке, и крылья получше появились,
но все же лучше начинать на горке. Как-то на душе спокойнее... Вот тут Славутич-УТ, с его пассивной безопасностью, будет
весьма неплох. Потом можно перейти на что-нибудь посовременнее.
Что касается недостатков утюга, то с некоторыми мы достаточно успешно боролись, но читать о плохом выходе Славутича-УТ
из пикирования мне странно: как-то зажал ручку до самых фабэрже (а фигли нам, кабанам - парашют на пузе, под пузом 180
и лес

достаточно крутое снижение, абсолютно контролируемое и с хорошо ощутимой нагрузкой на ручке. Тенденции к разгону не
было. После ослабления ручки она сразу вернулась в балансировочное положение (кстати, именно вблизи балансира градиент
усилий, не спорю, слабый, но у утюга довольно большой по сравнению с атласоидами ход ручки; не забывайте про 17 квадратов
площади и про то, что учлёты в абсолютном большинстве - народ молодой, а потому, как правило, субтильный, особо особи
женска полу

Ну, а если на Таргет не хватает, то это к Любину, он из двух утюгов делает трёх чебурашек. Добавить тока маленько...

Олежа, у тебя очередь на сколько месяцев расписана?

- Олег из Саратова
- Posts:1911
- Joined:07 Mar 2011 17:31
- Contact:
Re: Буксировка УТюга
Лично мне повезло... Я на УТшке не буксировался, но те из нашего клуба, кому удалось это осуществить говорили что на УТшке где отцепился - там и сел.sergDubna wrote:Ну, а если на Таргет не хватает, то это к Любину, он из двух утюгов делает трёх чебурашек. Добавить тока маленько...![]()
Олежа, у тебя очередь на сколько месяцев расписана?
По поводу Чебурашек могу сказать, что в этом году вышла новая модель Сюрприз-4.



Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Re: Буксировка УТюга
Да вроде нормально буксируется УТ на активке. Она же ближе к воздушному змею, чем современные аппараты. Буксировалась как все старички (Тайфун, Атлас), у которых прямая ручка под животом. То есть в спокойных условиях на затяжке можно было спать.
Самоотцепов на небольшой высоте не было, но, предполагаю, что для УТ-шки это чревато последствиями. Вроде как в этом случае надо было не прибирать ручку, а, наоборот, отдавать и парашютировать.
Но вообще это только для поговорить. Я противник обучения (и любых полетов) на УТ-шке в принципе. Как человек, учившийся на аппаратах до УТ-шечного поколения. Зачем, когда есть атласоиды? Вот Олег, на мой взгляд, нашел единственно правильное применение для УТ - как источник узлов и материалов.
Леша, там не парики тебя про УТ спрашивают? Я в прошлом году отговаривал самарских париков от идеи купить "почти новый учебный дельтаплан занедорого", чтобы быстренько на нем научиться.
Самоотцепов на небольшой высоте не было, но, предполагаю, что для УТ-шки это чревато последствиями. Вроде как в этом случае надо было не прибирать ручку, а, наоборот, отдавать и парашютировать.
Но вообще это только для поговорить. Я противник обучения (и любых полетов) на УТ-шке в принципе. Как человек, учившийся на аппаратах до УТ-шечного поколения. Зачем, когда есть атласоиды? Вот Олег, на мой взгляд, нашел единственно правильное применение для УТ - как источник узлов и материалов.
Леша, там не парики тебя про УТ спрашивают? Я в прошлом году отговаривал самарских париков от идеи купить "почти новый учебный дельтаплан занедорого", чтобы быстренько на нем научиться.
могу ошибаться
Re: Буксировка УТюга
Чёй-та мы давно Абгрейдом Утэшки не занимались.Олег из Саратова wrote:По поводу Чебурашек могу сказать, что в этом году вышла новая модель Сюрприз-4. И как одна из ея модефикаций Сюрпиз-4-Леди, весом около 20 кг


Это даже хорошо, на старт недалеко тащщщчить.Олег из Саратова wrote: говорили что на УТшке где отцепился - там и сел.

Re: Буксировка УТюга
Валера, зря отговаривал. Наоборот, надо было одобрить, проконтролировать первые шаги (а они на утюге всё же болееВалерий С wrote:Леша, там не парики тебя про УТ спрашивают? Я в прошлом году отговаривал самарских париков от идеи купить "почти новый учебный дельтаплан занедорого", чтобы быстренько на нем научиться.
безопасны, что на склоне, что на буксире, и вообще, как говаривал один из известных тебе братьев-пилотов: "На халяву
и хлорка - творог..."), а потом отправить неофитов-париков в Саратов (для креаклов: географически это по соседству ) к Олегу.
