В Алматы бытует мнение, что хлыстатые дельтапланы настолько мягкие, послушные и пушистые, что существенной разницы между, к примеру, Stealth-ом и Litespeed-ом по требованию к навыкам пилота нет. По своему опыту могу судить, что это неправда. Litespeed имеет существенно бОльшее запаздывание и гораздо требовательнее к навыкам пилотирования. Сейчас я имею примерно равный по времени налёт и на Litespeed-е и на Discus-е. Discus был у меня очень послушный и комфортный. Несмотря на небольшой правый крен я ЛЕГКО мог его удерживать в прямолинейном полёте на максимальных скоростях. Я легко и уверенно себя чувствовал вблизи земли и даже мог себе позволить резкий 180 градусный разворот на скорости в 5м от земли. Конечно шерстить на скорости 70+ в 30см от земли я не мог, это уже совсем другого порядка уровень. Но всё таки в аппарат я был более менее влётан. На Litespeed-е я не могу лететь на скорости выше 90км\ч без раскачки. Моего навыка не хватает удержать его при этом. Полагаю, что частично виной при этом недонастроенность (что сильно пилит нервы на переходах), но по большей части не хватает именно навыков предупредительного управления. На Litespeed-е я не могу себе позволить резкие развороты даже на 20м высоте, чего уж говорить про 3м. Разве что посадочный режим у него, по сравнению с Discus-ом, мне показался более простым.Видимо в Алма-Ате его понимают излишне прямолинейно, т.е. от реально простого, сразу к реально сложному.
Но по лысым аппаратам примерно такая картина:
- в 2014г на лысое крыло после Атласа пересел 1 учлёт. В результате в одном из полётов заигрался и по ветру с креном влетел в холм. Потерял сознание. Благо после этого парень больше так сильно не чудил. Правда в этом году вписался в деревья, но в эти же деревья я и сам ранее чуть было не вписался. Тут уже виной тактика и соображайка в целом. Думаю это урок мы усвоили оба хорошо. Что лучше перебздеть, чем недобздеть, когда оцениваешь посадки. В целом маршрутные полёты у него не складываются. Виной тому слишком взрослый аппратат (Laminar MRX) или просто невезение\нежелание\чтолибоещё судить не берусь. Но, прикидывая как бы я летал на Litespeed-е без 40 часов налёт на Discus-е, я думаю летал бы я крайне паршиво. Слишком сложно было бы.
- в 2015г Женя пересела после того же Атласа на Laminar ST. Первый полёт вы тут сами наблюдали. Вы конечно приуменьшаете значимость криво-настроенного аппарата при первом облёте. Но то, что в целом такая техника через чур рано взята, я думаю, бесспорно. К тому же был отличный вариант мачтового ламинара с таким же около-нулевым налётом. Видимо сработало желание сэкономить. Пока что успехи и, местами везение, зашкаливают. Будем надеяться что безбашенность не приведёт к плачевным результатам.
- в 2015г. парень с Дедала (не знаю что за крыло было прототипом, это аналог Sport 5 или чего то в таком духе) пересел на Combat 2. А теперь... там да да дам... Налёт на дельтаплане с больших высот, я полагаю, не превышал и полутора часов. На Combat. Облёт проводился на глазах у соревнующихся. Я видел только на видео. Облёт с Уш-Коныра. Сразу длительная раскачка, благо после её окончания полёт прошёл штатно.
Я вот не знаю, это такой набор везения в Алматы, или старые схемы должны быть пересмотрены и выкинуты... Я больше склоняюсь к первому. Вспомнилось, что в Чите двоих ребят обучали сразу на Discus-ах (sorry, если что-то напутал, рассказываю, что сам слышал). Похоже это предел хардкора
