Буксировка активкой в две и более итерации
Moderators:SysTry, lea, Andrew
Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться опытом, приобретенным намедни.
Вчера тягался на активке на аэродроме Фролово в Перми.
Ветер: запад-югозапад. 4-6 м/с, косит примерно 45-60 гр слева по направлению затяжки.
Длина троса 1000 метров.
Насмотрелся я тут на то, как местные пара-тандемщики тягаются в две-три итерации, то есть, по достижении верхней точки затяжки, разворачиваются, под сброс тяги и летят в направлении старта, где также разворачиваются и затяжка повторяется, но теперь с большей высоты. При пролете в направлении старта вытягивать трос с лебедки помогает смотчик, установленный на старте. Так вот, насмотрелся на их легкие и непринужденные наборы по 500 метров на километровом тросе и решил, что тоже хочу.
Уговорил выпускающего, оператора смотчика, оператора лебедки и стартовал.
Вопросы начались после сброса тяги и с началом разворота без отцепки троса.
Ветер косил слева и я разворачивался влево. Уже находясь в развороте ощутил, что крыло теряет скорость и валится, начинает скользить, видимо вес и парусность троса сделали свое дело и тянули меня против направления полета. Я немедленно сбросил трос и продолжил полет уже без тяги.
Вопрос: как правильно выполнять разворот при затяжке в несколько итераций? Следует ли разворачиваться по направлению ветра, если он боковой?
Может стоит держать повышенную скорость в развороте?
Прошу бывалых подсказать, как правильно поступать, во избежание негативных последствий.
Ответы типа: "нефег ваще тягаться в несколько итераций" или "аэробуксировка в помощь" не рассматриваю, как конструктивные.
Заранее признателен
Вилков Алексей
Хочу поделиться опытом, приобретенным намедни.
Вчера тягался на активке на аэродроме Фролово в Перми.
Ветер: запад-югозапад. 4-6 м/с, косит примерно 45-60 гр слева по направлению затяжки.
Длина троса 1000 метров.
Насмотрелся я тут на то, как местные пара-тандемщики тягаются в две-три итерации, то есть, по достижении верхней точки затяжки, разворачиваются, под сброс тяги и летят в направлении старта, где также разворачиваются и затяжка повторяется, но теперь с большей высоты. При пролете в направлении старта вытягивать трос с лебедки помогает смотчик, установленный на старте. Так вот, насмотрелся на их легкие и непринужденные наборы по 500 метров на километровом тросе и решил, что тоже хочу.
Уговорил выпускающего, оператора смотчика, оператора лебедки и стартовал.
Вопросы начались после сброса тяги и с началом разворота без отцепки троса.
Ветер косил слева и я разворачивался влево. Уже находясь в развороте ощутил, что крыло теряет скорость и валится, начинает скользить, видимо вес и парусность троса сделали свое дело и тянули меня против направления полета. Я немедленно сбросил трос и продолжил полет уже без тяги.
Вопрос: как правильно выполнять разворот при затяжке в несколько итераций? Следует ли разворачиваться по направлению ветра, если он боковой?
Может стоит держать повышенную скорость в развороте?
Прошу бывалых подсказать, как правильно поступать, во избежание негативных последствий.
Ответы типа: "нефег ваще тягаться в несколько итераций" или "аэробуксировка в помощь" не рассматриваю, как конструктивные.
Заранее признателен
Вилков Алексей
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220
- Khromushin
- Posts:1659
- Joined:29 Jun 2011 12:00
- Location:Israel
- Contact:
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Практики ступенчатых затяжек не было, но из наблюдений:
- параплан может создать чуть большее усилие, чем дельт - операторы могли этого не учесть
- летящий дельтик с 500 метровым куском не сброшенного троса чувствовали себя хорошо, даже не заметил, что забыл сбросить трос.
Исходя из этого - должно получиться, вероятно надо плотнее поработать с операторами и выработать точную тактику.
Вопрос - что мешало в развороте поджаться и те самым не терять скорость?
На земле можно проверить какое усилие требуется что бы вытягивать трос из лебедки, если оно не более 5-10 кг то можно пробовать, и не забыть что для раскручивания барабана потребуется чуть большее усилие (возможно вы попали как раз на этот момент)
В теории разворот должен выглядеть так - оператор прекращает тянуть и отпускает барабан на свободное вращение, пилот продолжает лететь в направлении лебедки пока трос не провиснет и когда провиса троса будет достаточно для разворота и набора скорости что бы вытягивать трос из лебедки делает разворот.
- параплан может создать чуть большее усилие, чем дельт - операторы могли этого не учесть
- летящий дельтик с 500 метровым куском не сброшенного троса чувствовали себя хорошо, даже не заметил, что забыл сбросить трос.
Исходя из этого - должно получиться, вероятно надо плотнее поработать с операторами и выработать точную тактику.
Вопрос - что мешало в развороте поджаться и те самым не терять скорость?
На земле можно проверить какое усилие требуется что бы вытягивать трос из лебедки, если оно не более 5-10 кг то можно пробовать, и не забыть что для раскручивания барабана потребуется чуть большее усилие (возможно вы попали как раз на этот момент)
В теории разворот должен выглядеть так - оператор прекращает тянуть и отпускает барабан на свободное вращение, пилот продолжает лететь в направлении лебедки пока трос не провиснет и когда провиса троса будет достаточно для разворота и набора скорости что бы вытягивать трос из лебедки делает разворот.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Помешало неожиданно значительное сопротивление троса. Я был категорически удивлен значительным тяжением меня за грудные петли и не удержал ручку, позволив ей прокачнуться вперед и был совершенно обескуражен потерей скорости в развороте. Не стал ждать развития сваливания и сбросил трос. Предполагаю, что разворот не влево, а вправо, то есть по ветру, был бы успешным.Khromushin wrote:
Вопрос - что мешало в развороте поджаться и те самым не терять скорость?
Да, наверное стоило после сброса тяги пролететь еще вперед и создать слабину на тросе.
К сожалению, выпускающий решил больше не проводить экспериментов в тот день, надеюсь в следующий раз проделать все успешнее, чем вчера.
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220
- Khromushin
- Posts:1659
- Joined:29 Jun 2011 12:00
- Location:Israel
- Contact:
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Вероятно все зависит от слаженности действий всех участников. Оператор должен дать команду и сделать ряд действий и тд При наличии радиосвязи и предварительным договоренностям кто что делает и какие команды подает не вижу препятствий.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Феликс Пастушонок -25 лет назад, Маёвня в Тушино- 20 лет назад.... 

- Khromushin
- Posts:1659
- Joined:29 Jun 2011 12:00
- Location:Israel
- Contact:
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Юра, а по делу пару слов?
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
То есть такой опыт имеется... Я только не понял, опыт положительный или не очень? Поделитесь пожалуйста.urry_buh wrote:Феликс Пастушонок -25 лет назад, Маёвня в Тушино- 20 лет назад....
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220
- Khromushin
- Posts:1659
- Joined:29 Jun 2011 12:00
- Location:Israel
- Contact:
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Где то было описание ступенчатой затяжки - те опыта было много...
Про то что он не положительный не проходило слухов
а то, что по факту не прижился объясняется просто - легче размотать пару км троса, чем заниматься аккуратным забросом ступеньками.
Про то что он не положительный не проходило слухов

«Собака лает — ветер носит, а караван идет».
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Если есть где тягаться, то да, все верно. Большое поле и длинный трос решают. А если негде, не с кем, не на чем... приходится падать на хвост парикам и пользоваться тем что дают. А 300-350 метров после отцепки меня как-то не устраивают уже. Парики на 500 забираются и там вполне себе потоки цепляют, а я, как самый упертый, по пол-часа в ноликах сопливых елозить вынужден с куда большими шансами посесть, чем выпарить.
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Опыт- не очень.
Одного чел-ка уложили, но уже когда я временно завязывал. В подробностях- не в курсе.
Но: Даже с перецепкой рывок при внезапной остановке троса весьма близко подводит к ситуации под названием ....
Про согласованность даже и разговора нет.
Далее. При ветре порядка 3-4 м/с потеря высоты с 300...350 м и возврате на старт составляет 250...300 м, да еще разворот..,
Правда это была маёвская лебёдка с бурановским вариатором, усилие на тросе в воздухе (оценено по усилию на пальце, на которое надевал кольцо от замка) 8...10 кГ. Кроме того, попробуйте выматывать трос со скоростью 50...60 км/час, как вам? Нужна другая лебёдка, типа безынерционной катушки, иначе борода и... см. п.1
Ещё нюанс: при малых усилиях трос раньше ложится на землю и волочится по ней, а в этом случае усилие лебёдкой не контролируется и тросоруб не поможет.
Правда, в наши времена мягких тросов не было... А у Феликса набирали, С 1.5 км поля, по моему, километр, в 2 ступени, даже где-то картинка была со схемой.
Одного чел-ка уложили, но уже когда я временно завязывал. В подробностях- не в курсе.
Но: Даже с перецепкой рывок при внезапной остановке троса весьма близко подводит к ситуации под названием ....
Про согласованность даже и разговора нет.
Далее. При ветре порядка 3-4 м/с потеря высоты с 300...350 м и возврате на старт составляет 250...300 м, да еще разворот..,
Правда это была маёвская лебёдка с бурановским вариатором, усилие на тросе в воздухе (оценено по усилию на пальце, на которое надевал кольцо от замка) 8...10 кГ. Кроме того, попробуйте выматывать трос со скоростью 50...60 км/час, как вам? Нужна другая лебёдка, типа безынерционной катушки, иначе борода и... см. п.1
Ещё нюанс: при малых усилиях трос раньше ложится на землю и волочится по ней, а в этом случае усилие лебёдкой не контролируется и тросоруб не поможет.
Правда, в наши времена мягких тросов не было... А у Феликса набирали, С 1.5 км поля, по моему, километр, в 2 ступени, даже где-то картинка была со схемой.
- Николай Рысухин
- Posts:452
- Joined:18 Nov 2008 20:28
- Location:Жуковский
- Contact:
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Этот видос все видели, наверное. Но на всякий случай, вдруг пригодится.
Если что из советов. Проверь, что сможешь дотянуться до отцепки, если трос будет уходить назад.
Если что из советов. Проверь, что сможешь дотянуться до отцепки, если трос будет уходить назад.
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
Прослаблять трос затея, как раз, не из лучших. Вспомни прослабление троса и потом рывок, когда он вытягивается лебедкой, в обычной затяжке. А если дернет назад?
- Khromushin
- Posts:1659
- Joined:29 Jun 2011 12:00
- Location:Israel
- Contact:
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
asterix20 » не дернет, если мягко натягивать, а не дуриком, угол троса почти вертикальный, в этот момент точно назад не дернет...
+ из практики, когда в конце затяжки (70 градусов) оператор прекращает тянуть и если резко сбрасывает на нейтраль, то за счет натяжения троса барабан резко отдает трос и это как раз удобный момент для того что бы пилот начал разворот поддерживая и увеличивая уже имеющуюся скорость отдачи троса.
У пилота в этот момент не происходит значительного клевка тк он уже слабо набирает и находится почти в горизонте.
Но опять же слаженность действий всех участников становится решающим фактором.
+ из практики, когда в конце затяжки (70 градусов) оператор прекращает тянуть и если резко сбрасывает на нейтраль, то за счет натяжения троса барабан резко отдает трос и это как раз удобный момент для того что бы пилот начал разворот поддерживая и увеличивая уже имеющуюся скорость отдачи троса.
У пилота в этот момент не происходит значительного клевка тк он уже слабо набирает и находится почти в горизонте.
Но опять же слаженность действий всех участников становится решающим фактором.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».
Re: Буксировка активкой в две и более итерации
2 urry_buh
В моем случае сопротивление барабана при размотке троса не так важно в силу наличия смотчика. По завершении разворота оператор на старте начинает вытягивать трос, возвращая его и дельт на старт. То есть, фактически, идет буксировка в обратном направлении, что позволяет оказаться на старте с минимальной потерей высоты, а то и вовсе без неё.
2 Николай Рысухин
Тягаюсь на зубах, так что отцепиться могу в любой момент не отрывая клешней от ручки))
2 makros
Вот, меня на самом деле очень беспокоил вопрос: в какую сторону поворачивать? Все-таки лучше будет разворачиваться против ветра, так меньше шанс зацепить трос опустившимся крылом. Но по ощущениям: тянет при этом за подвеску не по детски, причем против направления полета. В следующий раз дам скорости в развороте побольше.
В моем случае сопротивление барабана при размотке троса не так важно в силу наличия смотчика. По завершении разворота оператор на старте начинает вытягивать трос, возвращая его и дельт на старт. То есть, фактически, идет буксировка в обратном направлении, что позволяет оказаться на старте с минимальной потерей высоты, а то и вовсе без неё.
2 Николай Рысухин
Тягаюсь на зубах, так что отцепиться могу в любой момент не отрывая клешней от ручки))
2 makros
Вот, меня на самом деле очень беспокоил вопрос: в какую сторону поворачивать? Все-таки лучше будет разворачиваться против ветра, так меньше шанс зацепить трос опустившимся крылом. Но по ощущениям: тянет при этом за подвеску не по детски, причем против направления полета. В следующий раз дам скорости в развороте побольше.
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220