Комбат: мифы и реальность.
Moderators:SysTry, lea, Andrew
Тема создана и обращена к тем, кто летал или летает на комбатах:
Расскажите о впечатлениях от первого полета: что понравилось, смутило, может быть удивило, ожидания. Ваш путь до комбата. Советы мечтающим и планирующим...
Расскажите о впечатлениях от первого полета: что понравилось, смутило, может быть удивило, ожидания. Ваш путь до комбата. Советы мечтающим и планирующим...
Чтобы легкой мысль, всегда, была в полете, Проверяйте силу тяжести при взлете.
Re: Комбат: мифы и реальность.
странно, что ты здесь об этом вопрошаешь...???!!!Дмитрий wrote:Тема создана и обращена к тем, кто летал или летает на комбатах:
Расскажите о впечатлениях от первого полета: что понравилось, смутило, может быть удивило, ожидания. Ваш путь до комбата. Советы мечтающим и планирующим...

так что алгоритм для тебя весьма прост и надежен - Мария...тем более - на комбат

Re: Комбат: мифы и реальность.
Андрюх, интересен не сам механизм пересадки, а опыт и впечатления большого количества пилотов от первого общения с комбатом.
У нас 2-а человека и всё. Про них я всё знаю ;о)
А касаемо пересадки в принципе, то ты конечно прав.
У нас 2-а человека и всё. Про них я всё знаю ;о)
А касаемо пересадки в принципе, то ты конечно прав.
Чтобы легкой мысль, всегда, была в полете, Проверяйте силу тяжести при взлете.
- Виктор Мороз
- Posts:218
- Joined:18 Nov 2008 17:21
- Location:Киев
- Contact:
Re: Комбат: мифы и реальность.
Эх! Было же время, когда я такие нетленки кропал!
Введение в комбатоводство
Субъективные впечатления в двух вариантах
http://www.hangglider.kiev.ua/talks/not ... ombat.html
Отвечая по сути вопроса: первые впечатления от знакомства с любой техникой могут быть очень обманчивы. Чтобы понять технику более-менее объективно, на ней нужно налетать часиков 20, а то - и 30. Для кого-то даже этого может мало оказаться.
Лично я пересел на комбат, имея 53 часа налёта, поучаствовав минимум в 5-ти соревнованиях (Спорт-5, С-14, Стелс-14) и имея за плечами... минимальный, но всё же - опыт маршрутных полётов. Полётов, где наборов было больше одного!
Для меня комбат - это машина для соревнований. Для фрифлая я бы выбрал дискус.

Введение в комбатоводство
Субъективные впечатления в двух вариантах
http://www.hangglider.kiev.ua/talks/not ... ombat.html
Отвечая по сути вопроса: первые впечатления от знакомства с любой техникой могут быть очень обманчивы. Чтобы понять технику более-менее объективно, на ней нужно налетать часиков 20, а то - и 30. Для кого-то даже этого может мало оказаться.
Лично я пересел на комбат, имея 53 часа налёта, поучаствовав минимум в 5-ти соревнованиях (Спорт-5, С-14, Стелс-14) и имея за плечами... минимальный, но всё же - опыт маршрутных полётов. Полётов, где наборов было больше одного!

Для меня комбат - это машина для соревнований. Для фрифлая я бы выбрал дискус.
Я летал на карбоновом Комбате Ц 12,7!
Re: Комбат: мифы и реальность.
Пересаживался на Комбат с мачтового аппарата примерно класса "Стелса", парус из обычного дакрона, круглый спидбар, дюралевые латы. Комбат же был с карбоновым спидбаром и карбоновыми латами.
Чего припоминается -
1. Если пилот уверенно летает на мачтовом - на Комбат можно пересесть спокойно, но:
1а - не факт, что пилот при этом сразу станет улетать дальше. Возможно обратное, потому что:
1б - Комбат с отпущенным полиспастом имеет качество не особо отличающееся от качества мачтового аппарата (проверено неоднократно). Кстати, умельцы с перепугу (или от избытка смелости) могут раскачать его.
1в - А вот с управляемостью, на мой взгляд, чуть хуже (впрочем, может это мой мачтовый был излишне верток)
1г - но на зажатом полиспасте Комбат от мачтового отличается сильно (прет, как бронепоезд, и управляется почти так же).
2. Посадка на Комбате сложнее, чем, к примеру, на Дискасе, но не сложнее, чем на Сталкере. (по-моему так)
2а - Стойки, кстати, 60евро штука, поломать можно на счет "раз", имей запасные
2б - если спидбар в комплекте только карбоновый - приобрети запасной алюминиевый, карбон не вечен и иногда "внезапно ломаем"
2в - и латы карбоновые тож (особенно на 8мм), будь готов к ремонту.
2г - и хвостики на латах
3. В дождь Комбат летает хуже, чем дакроновый рогалл
3а - А обледенение вообще фатально. Если обмерз обтекатель - стартовать даже не думай.
3б - И в мороз ниже 20 на Комбате летать не надо (обшивке мороз очень не нравится, и хвостики лат можно поломать. А еще шариковые болты если замерзнут - печалька будет)
В остальном - примерно в 3м полете я забыл о том, что лечу на Комбате. На переходе, правда, вспомнил
Чего припоминается -
1. Если пилот уверенно летает на мачтовом - на Комбат можно пересесть спокойно, но:
1а - не факт, что пилот при этом сразу станет улетать дальше. Возможно обратное, потому что:
1б - Комбат с отпущенным полиспастом имеет качество не особо отличающееся от качества мачтового аппарата (проверено неоднократно). Кстати, умельцы с перепугу (или от избытка смелости) могут раскачать его.
1в - А вот с управляемостью, на мой взгляд, чуть хуже (впрочем, может это мой мачтовый был излишне верток)
1г - но на зажатом полиспасте Комбат от мачтового отличается сильно (прет, как бронепоезд, и управляется почти так же).
2. Посадка на Комбате сложнее, чем, к примеру, на Дискасе, но не сложнее, чем на Сталкере. (по-моему так)
2а - Стойки, кстати, 60евро штука, поломать можно на счет "раз", имей запасные
2б - если спидбар в комплекте только карбоновый - приобрети запасной алюминиевый, карбон не вечен и иногда "внезапно ломаем"
2в - и латы карбоновые тож (особенно на 8мм), будь готов к ремонту.
2г - и хвостики на латах
3. В дождь Комбат летает хуже, чем дакроновый рогалл
3а - А обледенение вообще фатально. Если обмерз обтекатель - стартовать даже не думай.
3б - И в мороз ниже 20 на Комбате летать не надо (обшивке мороз очень не нравится, и хвостики лат можно поломать. А еще шариковые болты если замерзнут - печалька будет)
В остальном - примерно в 3м полете я забыл о том, что лечу на Комбате. На переходе, правда, вспомнил

- Виктор Мороз
- Posts:218
- Joined:18 Nov 2008 17:21
- Location:Киев
- Contact:
Re: Комбат: мифы и реальность.
Как по мне, то это - довольно сложный/комплексный вопрос.Дмитрий wrote:... и чего предпринять, чтобы ентого мастерства стало настолько больше, чтобы стойки не ломались.
И, порой, всё может упереться в тему усталости пилота. В полёте это не сильно ощущается, но фактические реакции - уже не совсем те, которые нужны для нормальной посадки. Заторможенность, другими словами, появляется. Опытные пилоты это уже "проходили", а потому: на посадке - не просто концентрация, а сверхконцентрация.
Но где проходит эта граница усталости? Тут от конкретики зависит (пилот, его настрой и физ. состояние, погода, подвеска, что поел перед полётом, много ли накануне выпил и т.д.).
Есть ещё моё личное подозрение, что от веса пилота тоже кое-что зависит. Т.е., при одинаковой ситуации, тяжёлый пилот скорее таки вынесет стойку.
Я летал на карбоновом Комбате Ц 12,7!
Re: Комбат: мифы и реальность.
На днях первый раз летнул на Combat L12-07. Пересаживался с Дискуса С14.
И хочу поделиться с Вами первыми впечатлениями от Combat'a. И хоть это первые впечатление, но кое что можно утверждать уже после первого полета. Это мои субъективные ощущения:
Сразу хочется сказать, что все те страшилки и рассказы о том, что нужно налетать бог знает сколько часов на учебном крыле, потом на переходном еще столько же и только потом, если уж совсем никак не летишь против ветра ты можешь пересесть на Combat ! Но пересаживаясь ты должен быть готов, что он инертный, что рулить ты сможешь еле-еле, и что на посадке у тебя будет скорость такая, что посидеешь ты в эту же посадку...! Что Combat только для крутых компетиторов, и если ты хочешь свести счеты с собой то лети на нем...!
Вот собрал я Combat...,а он красииивый такой! Поднимаюсь на вершину горки, на старт. А вся эта аура из рассказов разных о "баллидах скоростных" уверенности не придает совсем! И вот стою я и думаю... - "а нафига, блин, я это затеил вообшче-то? Совсем ведь молодой еще! ;о)"
Короче, собираю, минут за 10-ть, свой дух в приемлемую такую кучку...и...СТАРТУЮ...!
И оооо, чудо...., да это же просто дельтаплан...! И мачты, которой сверху нет, я не вижу, и не думаю об этом, а по сему привычно погружаюсь в воздушный океан, управляя "птичкой", заранее продуманными, небольшими движениями.
И в первую же минуту полета я ощутил такой кайф от легкости управления по крену!!! Задержки? Инертность? Да небыло ни того, ни другого! Combat шел за ручкой сразу - это прибавило мне уверенности в "кучку моего духа" ;о) Я смело бросал ручку, определяя балансирное положение, и при уходе с курса, малейшим движением возвращал дельтаплан назад.
Да, несколько раз я его качнул, но понял быстро, что делал не так. Дискус управлялся гораздо большими усилиями и с существенным опозданием реакции на мои действия. Возможно из-за недогруза. Я 70 кг на карабине, а дискус 14 кв. Поэтому я пару раз по привычке перерулил. Вобщем проблема раскачки была понята и устранена сразу после ее появления. Но очень справедливо говорят, что одна из опасных моментов при пересадке - это раскачка. Думаю, что если вы пересаживаетесь не с таргета (категорически не рекомендую) и талант у вас есть, то проблем должно быть ЕК.
В первом полете несколько раз зажимал ручку до ремня на брюках. Первый раз раскачал..., отпустил и все устаканилось. В последующие разы гонял без проблем - подруливал короткими движениями и все встало на свои места! Никакого намека на рысканье или раскачку!
Заход на посадку, предусмотрительно строил с запасом по долету, думая что улечуууу, но не улетел! Т.е. отпущенный комбат летит не намного дальше дискуса на посадке. Ну это мои впечатления такие. А вот момент срыва - это да! Пропустить его можно на раз-два! А раз можно, то я и пропустил! На экране, по привычке дискусовской, пытался подсбросить скорость, а не тут-то было....- усилие на ручке пропало и все....фиг сорвешь ( заходил на отпущенном). Вобщем посадка - это требовательный момент у Комбата!
Подводя итог скажу следующее:
Простота или сложность некоторых моментов в управлении Комбатом - штука индивидуальная и зависит от конкретных качеств претиндента! Но в любом случае с Комбатом нужно обращаться уважительно, без лишней самоуверенности и помнить, что он пародистый скакун!!!
И хочу поделиться с Вами первыми впечатлениями от Combat'a. И хоть это первые впечатление, но кое что можно утверждать уже после первого полета. Это мои субъективные ощущения:
Сразу хочется сказать, что все те страшилки и рассказы о том, что нужно налетать бог знает сколько часов на учебном крыле, потом на переходном еще столько же и только потом, если уж совсем никак не летишь против ветра ты можешь пересесть на Combat ! Но пересаживаясь ты должен быть готов, что он инертный, что рулить ты сможешь еле-еле, и что на посадке у тебя будет скорость такая, что посидеешь ты в эту же посадку...! Что Combat только для крутых компетиторов, и если ты хочешь свести счеты с собой то лети на нем...!
Вот собрал я Combat...,а он красииивый такой! Поднимаюсь на вершину горки, на старт. А вся эта аура из рассказов разных о "баллидах скоростных" уверенности не придает совсем! И вот стою я и думаю... - "а нафига, блин, я это затеил вообшче-то? Совсем ведь молодой еще! ;о)"
Короче, собираю, минут за 10-ть, свой дух в приемлемую такую кучку...и...СТАРТУЮ...!
И оооо, чудо...., да это же просто дельтаплан...! И мачты, которой сверху нет, я не вижу, и не думаю об этом, а по сему привычно погружаюсь в воздушный океан, управляя "птичкой", заранее продуманными, небольшими движениями.
И в первую же минуту полета я ощутил такой кайф от легкости управления по крену!!! Задержки? Инертность? Да небыло ни того, ни другого! Combat шел за ручкой сразу - это прибавило мне уверенности в "кучку моего духа" ;о) Я смело бросал ручку, определяя балансирное положение, и при уходе с курса, малейшим движением возвращал дельтаплан назад.
Да, несколько раз я его качнул, но понял быстро, что делал не так. Дискус управлялся гораздо большими усилиями и с существенным опозданием реакции на мои действия. Возможно из-за недогруза. Я 70 кг на карабине, а дискус 14 кв. Поэтому я пару раз по привычке перерулил. Вобщем проблема раскачки была понята и устранена сразу после ее появления. Но очень справедливо говорят, что одна из опасных моментов при пересадке - это раскачка. Думаю, что если вы пересаживаетесь не с таргета (категорически не рекомендую) и талант у вас есть, то проблем должно быть ЕК.
В первом полете несколько раз зажимал ручку до ремня на брюках. Первый раз раскачал..., отпустил и все устаканилось. В последующие разы гонял без проблем - подруливал короткими движениями и все встало на свои места! Никакого намека на рысканье или раскачку!
Заход на посадку, предусмотрительно строил с запасом по долету, думая что улечуууу, но не улетел! Т.е. отпущенный комбат летит не намного дальше дискуса на посадке. Ну это мои впечатления такие. А вот момент срыва - это да! Пропустить его можно на раз-два! А раз можно, то я и пропустил! На экране, по привычке дискусовской, пытался подсбросить скорость, а не тут-то было....- усилие на ручке пропало и все....фиг сорвешь ( заходил на отпущенном). Вобщем посадка - это требовательный момент у Комбата!
Подводя итог скажу следующее:
Простота или сложность некоторых моментов в управлении Комбатом - штука индивидуальная и зависит от конкретных качеств претиндента! Но в любом случае с Комбатом нужно обращаться уважительно, без лишней самоуверенности и помнить, что он пародистый скакун!!!
Чтобы легкой мысль, всегда, была в полете, Проверяйте силу тяжести при взлете.
Re: Комбат: мифы и реальность.
А если бы увидел перед этим "Дмитрий wrote:И вот стою я и думаю... - "а нафига, блин, я это затеил вообшче-то? Совсем ведь молодой еще! ;о)"
Короче, собираю, минут за 10-ть, свой дух в приемлемую такую кучку...и...СТАРТУЮ...!

А вообще, ну да, запугали черезчур, люди же летают на них как-то, значит не так всё страшно. Просто надо пересаживаться с определённым опытом и в подходящих условиях.
Re: Комбат: мифы и реальность.
От себя пять копеек в комбатоводство:
Перед пересадкой на Комбат полетал на Стелсе КПЛ 30 часиков. После 10-ти часов на Комбате могу сказать, что совершенно не зря. А так...дельтаплан как дельтаплан...и управляется так же как остальные крылья - жопа вправо-жопа влево. На посадке проще Стелса. Но летит лучше - быстрее и с лучшим качеством. По тангажу гораздо тоньше, но по кренам потуже Стелса будет.
Перед пересадкой на Комбат полетал на Стелсе КПЛ 30 часиков. После 10-ти часов на Комбате могу сказать, что совершенно не зря. А так...дельтаплан как дельтаплан...и управляется так же как остальные крылья - жопа вправо-жопа влево. На посадке проще Стелса. Но летит лучше - быстрее и с лучшим качеством. По тангажу гораздо тоньше, но по кренам потуже Стелса будет.
УТ, СтартУТ, Polaris, Atlas, НРАТ148/158, RamAir, XC143, Target, Stealth14W, Stealth14KPL2 Stealth14W3, Combat14L, Combat13,5GT, Stalker 2, Merlin148/158, DuoClub, Pamir, Sunrise, Laser, Impuls, Joker, Swing, Klassic14/15, LitespeedS5, Freedom220
Re: Комбат: мифы и реальность.
Обсолютно с Вами согласен, насчет одного раза (для объективной оценки). Но некоторые моменты, в сравнении со своим предыдущим крылом, чувствуешь сразу. И я почувствовал намного лучшую управляемость по крену (а я очень этого хотел), и это никуда не уйдет. Ни на 20-м полете, ни на 70-м.Махно wrote: Ну и потом, один раз в спокойную погоду это совсем не то, что будет при полёте в термичку, так что не стоит делать таких скоропалительных выводов. Да посадка в штиль тоже, возможно будет ощущаться по другому.
А вообще, ну да, запугали черезчур, люди же летают на них как-то, значит не так всё страшно. Просто надо пересаживаться с определённым опытом и в подходящих условиях.
Про термичку согласен - там покидает еще! Но, вроде не чайник, и в термичке летал не раз, освоюсь.
Основной момент, который оооочень приятно удивил, еще раз повторюсь, - это чуткая управляемость без запаздывания реакции дельтаплана! Возможно, это поведение конкретного экземпляра! Но это уже и не важно....;о)
Чтобы легкой мысль, всегда, была в полете, Проверяйте силу тяжести при взлете.
Re: Комбат: мифы и реальность.
колеса на ручке сэкономят стойки и поберегут здоровье. Дальних маршрутов !!!.Дмитрий wrote:...Вобщем посадка - это требовательный момент у Комбата! ...
- Виктор Мороз
- Posts:218
- Joined:18 Nov 2008 17:21
- Location:Киев
- Contact:
Re: Комбат: мифы и реальность.
Основное ощущение от поведения по кренам пилот получает в большей степени благодаря относительному удлиннению (ОУ) или - aspect ratio, как говорят англоговорящие. При условии, конечно, что аппарат отрегулирован.Дмитрий wrote:Основной момент, который оооочень приятно удивил, еще раз повторюсь, - это чуткая управляемость без запаздывания реакции дельтаплана! Возможно, это поведение конкретного экземпляра! Но это уже и не важно....;о)
Так вот, модель 12.8 имеет ОУ - 7.9, что для семейства комбатов - одно из самых малых. Поэтому и отзывчивость по кренам... можно сказать "радостная".
Допустим, мне, отлетавшему 3 сезона кряду на модели 14.2 (ОУ - 8.06) и пролетевшемуся на 13.7 (ОУ- 7.9), последний показался просто верхом управляемости. И этот факт многие подтверждают: "13.7 рулится хорошо".
Вспомните, что недавно писал Пэрис Вильямс* по поводу впечатлений от комбатов с большим ОУ:
"Причём, крылья с бОльшим относительным удлиннением ведут себя (в управлении) как крылья бОльшей площади, чем есть на самом деле."
И это справедливо не только для комбатов.
Дэвис Строб**, нахваливая лайтспид РХ, упомянул, что РС ему "не зашёл". Не знаю, почему именно Дэвису не понравился ЛС РС, но то, что у этой линейки ОУ больше, чем у последующей РХ - это факт. Судя по тексту, худшую управляемость он и отметил:
"I came with slight prejudges against the RS from previous experience flying it here in Australia. It was a lot of working flying the bloody thing, for me any way (call me a wimp or a pussy or an old man, if you care to)."
Но следует отметить, что многие топ-пилоты всё же предпочитают иметь хороший глайд в первую очередь. Конечно, речь не идёт о плохой управляемости... но поработать (в потоке) - придётся. Т.е., при таком раскладе всё зависит от пилота. Если же глайд плохой, а управляемость - хорошая, то сам глайд никак уже не улучшишь.
Допускаю, что именно по этой причине некоторые лайтспидоводы до сих пор летают с обшивками РС. Тот же Лукас Бадер, тот же Томас Вайсенбергер. Может, ещё кто? Просто, эти двое - более-менее на виду.
См. таблицы для сравнения ОУ:
Комбаты - 7.7-8.5 http://aeros.com.ua/structure/hg/tkcbt_ru.php
Лайтспиды РХ - 7.4-7.6 (http://moyes.com.au/products/hang-glide ... ifications)
Лайтспиды РС - 7.6-7.7 (http://moyes.com.au/products/hang-glide ... ifications)
Талоны 2 - 7.3-7.4 (http://www.willswing.com/prod2.asp?theC ... ifications)
* - П. Вильямс "Размышления..." http://aeros.com.ua/structure/hg/pw_20140111_ru.php
** - Д. Строб "Летая на Moyes RX 3.5 "http://ozreport.com/18.005.1
Я летал на карбоновом Комбате Ц 12,7!
Re: Комбат: мифы и реальность.
Том и Лукас летают на РС совсем не из-за того что им что то не нравится Rx... У Лукаса к примеру это 2й дельтаплан и он очень старый)) 1й который в Европе он уже проапгрейдил до Rx.
У Тома тоже есть свои тараканистые причины почему он летает до сих пор на РС - его сейчас продать за хорошие деньги уже не получается, а состояние у него ещё отличное.
У Тома тоже есть свои тараканистые причины почему он летает до сих пор на РС - его сейчас продать за хорошие деньги уже не получается, а состояние у него ещё отличное.
Re: Комбат: мифы и реальность.
ОУ у 14.9 меньше, чем даже у 12.8? Да и вообще самое маленькое из всех? 0_0
Re: Комбат: мифы и реальность.
Спасибо Вам большое за столь развернутое объяснение моих полетных ощущений и их, так сказать, техническое обоснование! Теперь все окончательно встало на свои места и я очень рад, что выбрал именно Combat L12-07 !Виктор Мороз wrote: Основное ощущение от поведения по кренам пилот получает в большей степени благодаря относительному удлинению....
Чтобы легкой мысль, всегда, была в полете, Проверяйте силу тяжести при взлете.