Посадка с попутным ветром.
Moderators:SysTry, lea, Andrew
А вот я щас какую историю расскажу!
Было это в самом начале моего обучения, отрабатывали взлет с ног на лебедке и посадкукудапридется..
Мероприятие происходит на заброшенном военном аэродроме, с тридцатиметровой дырой посредине полосы, это предприимчивые местные, аэродромные плиты себе на приусадебные участки порастащили. Справа от полосы лужайка, которую постоянно выкашивают неугомонные местные, слева - заросли полыни в человеческий рост. Ветер 30-45 градусов справа (заодно и взлет с боковиком отрабатывали).
Упражнение такое, затягивают клиента на 30-40 метров, отпускают, и его (моя) задача сесть на травку, что справа от полосы.
И вот один из стартов выглядел так...
Напоминаю что дело происходило задолго до моей первой спирали. Галсы тогда были чем-то страшным. Высота более десяти метров - ужасом.
Старт прошел штатно; три шага и подомной уже пять метров, и сразу вверх-ввысь, подальше от планеты, это значит чтоб время было на принятие решений. Отцеп прошел нормально, я сразу выставился против ветра, и потихоньку так снижался. Высоты осталось метров 15, и вдруг я чую что дельтаплан влево забирает, сам, но очень неспешно. Ну, думаю, это ветер опять гуляет, ничего страшного, а сам морально к посадке готовлюсь, уже над травкой лечу. И вдруг аппарат поворачивает градусов на 90-100 влево и я стрелой лечу обратно на полосу, поперек это самой полосы. А на полосе, вы не поверите... на полосе, прямо по курсу стоит машина инструктора (и по совместительству буксировщик), новенькая, свежекупленная. А высоты метров 7 и приземлюсь я точнехонько на авто..
Ни один комп не может столько мыслей обдумать за такой короткий срок. Тут и стоимость ремонта, и планы где и как денег на ремонт доставать, и как доставать денег на ремонт при условии что я тоже себе чего-нибудь поломаю-разобью, и мысли о высоте которой практически нет, и мысль что если я счас отдам ручку, то приземлюсь либо кубарем на бетон, либо все-таки на машину, и дельтаплана жалко, и о сотрудниках в фуражках, кои (сотрудники, а не фуражки) прикроют нашу малину если я накроюсь совсем или хотя бы процентов на семьдесят.. в общем в голове каша из мыслей о будущем
И все таки остатки здравого смысла берут верх, и я чуть-чуть приотдаю ручку, понимая что сильно нельзя, но и бездействовать нельзя тоже. Пролетаю не над машиной, а над прицепом с пассивкой, меня доворачивает ветром влево поэтому и промахиваюсь. Метрах в трех, в горизонте. Остатки полосы пролетаю на экране и ОЧЕНЬ быстро. Цепляю трапецией верхушки полыни что справа от полосы и... мяяяяконько так приземляюсь. Дельтаплан таки перевернуло ветром, но стебли полыни не дали ему упасть на мачту. Адреналина полные штаны. Но все живы, здоровы, целы.
Хвала за это Всевышнему.
Такие посадки, с внезапным разворотом у земли градусов на на сорок, у меня были потом регулярно, пока не сообразил в чем дело. Оказалось в скорости, малибу очень парючий дельт, и на нем можно садиться как на парашюте практически вертикально. Играя с тангажом можно опускаться практически вертикально, при стабильном или очень тихом ветре это не страшно и пару раз в начале моей карьеры - прокатывало. Но при слабом на подходе к среднему, да еще и нестабильном по направлению.. Дельтаплан словно флюгер - щелчком разворачивается на ветер, а если не повезет то и против ветра.
Мораль этой сказки - скорость.. скорость спасает.
Присылайте свои истории на эту тему, а то зима длинная... )
Было это в самом начале моего обучения, отрабатывали взлет с ног на лебедке и посадкукудапридется..
Мероприятие происходит на заброшенном военном аэродроме, с тридцатиметровой дырой посредине полосы, это предприимчивые местные, аэродромные плиты себе на приусадебные участки порастащили. Справа от полосы лужайка, которую постоянно выкашивают неугомонные местные, слева - заросли полыни в человеческий рост. Ветер 30-45 градусов справа (заодно и взлет с боковиком отрабатывали).
Упражнение такое, затягивают клиента на 30-40 метров, отпускают, и его (моя) задача сесть на травку, что справа от полосы.
И вот один из стартов выглядел так...
Напоминаю что дело происходило задолго до моей первой спирали. Галсы тогда были чем-то страшным. Высота более десяти метров - ужасом.
Старт прошел штатно; три шага и подомной уже пять метров, и сразу вверх-ввысь, подальше от планеты, это значит чтоб время было на принятие решений. Отцеп прошел нормально, я сразу выставился против ветра, и потихоньку так снижался. Высоты осталось метров 15, и вдруг я чую что дельтаплан влево забирает, сам, но очень неспешно. Ну, думаю, это ветер опять гуляет, ничего страшного, а сам морально к посадке готовлюсь, уже над травкой лечу. И вдруг аппарат поворачивает градусов на 90-100 влево и я стрелой лечу обратно на полосу, поперек это самой полосы. А на полосе, вы не поверите... на полосе, прямо по курсу стоит машина инструктора (и по совместительству буксировщик), новенькая, свежекупленная. А высоты метров 7 и приземлюсь я точнехонько на авто..
Ни один комп не может столько мыслей обдумать за такой короткий срок. Тут и стоимость ремонта, и планы где и как денег на ремонт доставать, и как доставать денег на ремонт при условии что я тоже себе чего-нибудь поломаю-разобью, и мысли о высоте которой практически нет, и мысль что если я счас отдам ручку, то приземлюсь либо кубарем на бетон, либо все-таки на машину, и дельтаплана жалко, и о сотрудниках в фуражках, кои (сотрудники, а не фуражки) прикроют нашу малину если я накроюсь совсем или хотя бы процентов на семьдесят.. в общем в голове каша из мыслей о будущем
И все таки остатки здравого смысла берут верх, и я чуть-чуть приотдаю ручку, понимая что сильно нельзя, но и бездействовать нельзя тоже. Пролетаю не над машиной, а над прицепом с пассивкой, меня доворачивает ветром влево поэтому и промахиваюсь. Метрах в трех, в горизонте. Остатки полосы пролетаю на экране и ОЧЕНЬ быстро. Цепляю трапецией верхушки полыни что справа от полосы и... мяяяяконько так приземляюсь. Дельтаплан таки перевернуло ветром, но стебли полыни не дали ему упасть на мачту. Адреналина полные штаны. Но все живы, здоровы, целы.
Хвала за это Всевышнему.
Такие посадки, с внезапным разворотом у земли градусов на на сорок, у меня были потом регулярно, пока не сообразил в чем дело. Оказалось в скорости, малибу очень парючий дельт, и на нем можно садиться как на парашюте практически вертикально. Играя с тангажом можно опускаться практически вертикально, при стабильном или очень тихом ветре это не страшно и пару раз в начале моей карьеры - прокатывало. Но при слабом на подходе к среднему, да еще и нестабильном по направлению.. Дельтаплан словно флюгер - щелчком разворачивается на ветер, а если не повезет то и против ветра.
Мораль этой сказки - скорость.. скорость спасает.
Присылайте свои истории на эту тему, а то зима длинная... )
Re: Посадка с попутным ветром.
Скорость на посадке должна быть всегда! На посадке надо держать прямую (взгляд через ориентиры на земле) и малейший уход от этой прямой корректировать управляющим движением. Думаю, что разворот на 40 и более градусов, происходил не только из-за отсутствия скорости (скорость должна быть!), но и из за отсутствия "прямого" взгляда (вы не выбрали и не видели посадочную прямую. Иначе корректировали бы крен на стадии "зарождения").Avallon wrote:Мораль этой сказки - скорость.. скорость спасает.
Чтобы легкой мысль, всегда, была в полете, Проверяйте силу тяжести при взлете.
Re: Посадка с попутным ветром.
У нас одна из точек на учебной горке ~ 85м. мы её называем 50-ка (так исторически сложилось). Высота небольшая, склон узучен вдоль и поперёк, нет ни единого куста, в который кто-нибудь да не приземлялся... Приезжающие к нам на соревнования пилоты при виде нашего учебного дельтадрома чуть-ли не перекрещиваются
Но мы привыкли и нам он кажется уютным и комфортным. Ввиду того, что большая часть учебных стартов проходит с небольшой высоты - учлёты привыкают к тому, что с каким ветром стартуешь, с таким и садишься. Хотя, конечно, знают что нужно обязательно посмотреть на колдуны, заботливо расставленные снизу, и подкорректировать маршрут. Садился так пару раз по ветру забыв посмотреть на колдун
За какие то 30 секунд ветер разворачивался на 180 градусов
Если ветер в пределах 1 м\с нужно воспользоваться спринтерскими качествами
Если от 2 м\с то не забыть самостраховку...
Был 1 случай ещё... Купил себе Flymaster NAV. Разобрался худо бедно что в нём как, в том числе и примерную схему работы стрелки, показывающей направление ветра. На посадке как обычно не смог определить какой ветер, а так как был без гарнитуры, я решил довериться прибору. Но вот только из головы всё вылетело - куда и как показывает эта стрелка. А так как ей для нормальной работы нужно было сделать хотя бы пару спиралей, коих я не сделал из-за недостатка высоты (летел 5км по прямой без манёвров, чтобы долететь туда "куда все"
), то я не уверен, что она мне не врала. В общем запутался я в хлам, и... как то сел. Тащемто я летел изначально правильно, и ребята на другом конце поля решили что подсказывать мне ничего не нужно, ибо иду как раз против ветра. И тут я ведомый стрелкой разворачиваюсь на 5м высоте на 180 градусов и ломаю стойку. Удивлению пилотов на другом конце поля не было предела 




Был 1 случай ещё... Купил себе Flymaster NAV. Разобрался худо бедно что в нём как, в том числе и примерную схему работы стрелки, показывающей направление ветра. На посадке как обычно не смог определить какой ветер, а так как был без гарнитуры, я решил довериться прибору. Но вот только из головы всё вылетело - куда и как показывает эта стрелка. А так как ей для нормальной работы нужно было сделать хотя бы пару спиралей, коих я не сделал из-за недостатка высоты (летел 5км по прямой без манёвров, чтобы долететь туда "куда все"


- Олег из Саратова
- Posts:1911
- Joined:07 Mar 2011 17:31
- Contact:
Re: Посадка с попутным ветром.
У нас после первых же подлётов в мозг учлёта вбивалась установка: "Это ты должен лететь на дельтаплане, а не он тебя тащить куда хочет". Ученика сразу ориентировали на посадку в определённое место и приучали к активному пилотированию, хотя бы потому, что большинство ПП у нас ограниченных размеров. Так что посадки по ветру стали случаться уже когда сами становились инструкторами. 

Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери.
-
- Posts:652
- Joined:24 Sep 2010 11:59
- Location:г.Краснодар
Re: Посадка с попутным ветром.
Хороший у Вас инструктор. Надо быть ему благодарным. Что не убил.Такие посадки, с внезапным разворотом у земли градусов на на сорок, у меня были потом регулярно

А все таки себя надо больше любить. Только сам себе человек и нужен. А потому, хоть и не хочется, а голову приходится включать.
Это я не про вас, а про любого человека.
Иначе в нашем виде спорта ни как не выжить.
А включив голову и с таким "инструктором" выжить можно и, даже невредимым остаться.
А лучше, все же, хорошего взять. Это для организма полезнее.
-
- Posts:631
- Joined:18 Oct 2011 07:26
- Location:г.Бердск, Новосибирская обл.
Re: Посадка с попутным ветром.
" А чё сразу - Косой! Чуть чё - так Косой!"(С)Косой.
Подзавесил аппарат - Косой - Редиска!
Мы - цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира - перстень драгоценный.
А мы в том перстне - вправленный алмаз.
(С) Омар Хайям
Подзавесил аппарат - Косой - Редиска!
Мы - цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира - перстень драгоценный.
А мы в том перстне - вправленный алмаз.
(С) Омар Хайям
Re: Посадка с попутным ветром.
любой дельт на посадке уязвим во время полета на предсрывной скорости… увы... этой скорости не избежать...
Re: Посадка с попутным ветром.
Осмелюсь поправить:cherny wrote:любой дельт на посадке уязвим во время полета на предсрывной скорости… увы... этой скорости не избежать...
К земле правильно приближаться на чуть повышенной скорости. Никакой предсрывной там и близко быть не должно!
И только на "экране" ты приотдаешь и срыв.
И никаких доворотов не будет на экране, при контроле посадочной прямой.
Такие довороты - не данность! Такого не будет при правельных посадках.
У нас никого не вертело на 40 градусов. - Учитель хороший был!
Чтобы легкой мысль, всегда, была в полете, Проверяйте силу тяжести при взлете.
-
- Posts:631
- Joined:18 Oct 2011 07:26
- Location:г.Бердск, Новосибирская обл.
Re: Посадка с попутным ветром.
Да, правильно!
Вот и замполит нам говорил: "Больше газу - меньше ям ..."
"Верной дорогой идете, товарищи !"(С)...
Вот и замполит нам говорил: "Больше газу - меньше ям ..."

"Верной дорогой идете, товарищи !"(С)...

Re: Посадка с попутным ветром.
все правильно… только речь не о доворотах я веду,то есть не применяю свой тезис к случаю автора темы … чтобы благополучно сесть горизонтальную скорость тоже как то надо уменьшить- А ТОРМОЗА ГДЕ??? - вот ты и летишь на бреющем -скорость уменьшается,а с приотдачей начинается еще более уязвимый полет и ты ждешь уменьшения скорости до срывной... перед срывом на экране скорость аппарата такова что аппарат весьма УЯЗВИМ то есть плоховато управляем из-за малой скорости -простая очевидная вещь, а попробуй сорвать аппарат на скорости большей - ты просто взмоешь вверх…Дмитрий wrote:Осмелюсь поправить:cherny wrote:любой дельт на посадке уязвим во время полета на предсрывной скорости… увы... этой скорости не избежать...
К земле правильно приближаться на чуть повышенной скорости. Никакой предсрывной там и близко быть не должно!
И только на "экране" ты приотдаешь и срыв.
И никаких доворотов не будет на экране, при контроле посадочной прямой.
Такие довороты - не данность! Такого не будет при правельных посадках.
У нас никого не вертело на 40 градусов. - Учитель хороший был!
другими словами без прохождения порога предсрывной скорости аппарат просто не сорвешь и не посадишь, хотя можно и вбежать в посадку подобно коню


Last edited by cherny on 17 Dec 2013 14:01, edited 1 time in total.
Re: Посадка с попутным ветром.
А перед срывом,при правильном подходе к земле, не надо управлять аппаратом ( подразумеваю,что он уже летит прямо ,согласно выбранному курсу).
Остается выполнить "дрочку" и сорвать в нужный момент)))
А "тормозами" является тело,переведенное в вертикалку с растопыренными или нет ногами,парашютик еще некоторые пользуют.))
Ну если перелетаешь- то можешь захватить друзьям пиццу))) http://www.youtube.com/watch?v=UbLLPszjNpI смотри с 8:20 )))
Остается выполнить "дрочку" и сорвать в нужный момент)))
А "тормозами" является тело,переведенное в вертикалку с растопыренными или нет ногами,парашютик еще некоторые пользуют.))
Ну если перелетаешь- то можешь захватить друзьям пиццу))) http://www.youtube.com/watch?v=UbLLPszjNpI смотри с 8:20 )))
Улыбайся чаще — и чаща улыбнётся тебе![/color]
[color=#0000BF][/color]
Когда начинаешь всматриваться в бесконечность - бесконечность начинает всматриваться в тебя))
[color=#0000BF][/color]
Когда начинаешь всматриваться в бесконечность - бесконечность начинает всматриваться в тебя))
Re: Посадка с попутным ветром.
Оно то понятно, что не нужно, но что если внезапно:А перед срывом,при правильном подходе к земле, не надо управлять аппаратом
1. срез ветра
2. или сход потока
Re: Посадка с попутным ветром.
практика зачастую опровергает это - и перед экраном и на экране нередко получаешь пузырик или смерчик в консоль…я не говорю уже о посадках под уклонAlexandr wrote:А перед срывом,при правильном подходе к земле, не надо управлять аппаратом ( подразумеваю,что он уже летит прямо ,согласно выбранному курсу).
- Олег из Саратова
- Posts:1911
- Joined:07 Mar 2011 17:31
- Contact:
Re: Посадка с попутным ветром.
Чтобы срез ветра не стал неожиданностью надо на ПП ставить колдун. И при заходе на посадку учитывать его показания.faiwer wrote:Оно то понятно, что не нужно, но что если внезапно:А перед срывом,при правильном подходе к земле, не надо управлять аппаратом
1. срез ветра
2. или сход потока
А если сход потока надо держать скорость. Вот здесь есть кусочек правильных действий (после 3.10 мин)
А если видишь, что ПП не хватает и нет тормозного парашюта, можно прижать аппарат к земле и тормозить носками кроссовок. Эффективно, я пару раз пробовал. Только кроссовки после этого пришлось списать

Истина это не то, что нужно доказывать, это то, чего нельзя избежать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери.