Валерий С wrote:Совсем недавно (в историческом масштабе) все пилоты летали на самодельных дельтапланах, в самодельных подвесках, с самодельными парашютами. Это было нормой. И так называемые "калужинские" зубные замки делали сами еще в конце 80-х. И дельталеты строили сами. И - уже совсем недавно - москито. И - вы удивитесь - все работало и летало.
Я, к счастью, не застал это время, но много общался с людьми, которые застали. Не лучшее время для дельтапланеризма было, надо сказать. Травматизм и смертность какие тогда были, даже думать не хочется, во многом из-за того что строили сами, сами облётывали то, что не факт что вообще могло летать. Да, у многих что-то получилось, они летали, некоторые летают до сих пор. Но многие летать перестали, так как травматизм был нормой, многие себе что-то ломали, а так как каждый аппарат - экспериментальный, то и летать на них страшно, неизвестно чем закончится, в каждый полёт - как в последний раз. И таких людей я видел гораздо больше, чем тех, кто летает и сейчас, они приходят на день рождения клуба, встретиться, в основном, с такими же, бросившими эти опасные эксперименты.
Я не понимаю, зачем этим заниматься сейчас? Если только из-за отсутствия денег на покупку, но, как показывает практика, штучное изготовление всегда дороже массового выходит, другое дело что не все трезво оценивают затраченные деньги и время. А результат - сомнительный (с) Самоделкиным можно быть, но не нужно остальных агитировать быть Самоделкиными. Было одно время, когда люди у нас в клубе делали себе замки сами, но не все эти замки можно было бы использовать, а на некоторые даже смотреть без слёз нельзя было. Получалось, ну может быть, у каждого третьего. А достойным Самоделкиным ессно считал себя каждый первый. В то недалёкое время тоже многими насаждалось мнение - "зачем покупать, сделай сам!" и многие делали, не только замки. В сумме всё это сводило на нет безопасность и эффективность полётов. Например, один человек, начавший заниматься ещё в 80-х, рассказывал, как он прекрасно потратил сезон только на настройку и регулировку изготовленного им аппарата. То есть когда аппарат начал более-менее нормально летать, то сезон уже благополучно кончился. А чем ему это грозило, помимо потери времени, сами понимаете.
Но со всем этим неандертальским прошлым давно пора заканчивать. Калужин, Мойес, как производители, смогли отладить продукт, так почему бы им не пользоваться? Зачем наступать на те же грабли, на которые они уже наступили в начале, занимаясь производством для себя в единственном экземпляре? Ведь давно закончилась эпоха инженеров, которые знали как конструировать, пришла эпоха менеджеров и программистов, которые делают без учёта возможных нагрузок на срез-изгиб-кручение и из материалов, которые более доступны. Вы их призываете изготавливать самостоятельно?