Библиотека

Психотехнические игры в спорте
Цзен.Н.В., Похомов Ю.В.

Упражнение 24. “Термометр”

Группа разбивается на пары. Один из участников каждой пары садится, закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой руке. Как только ему удается согреть руку (а на это требуется обычно около минуты), он сигнализирует о готовности. Партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, какая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнеров.

Как правило, участники игры успешно справляются с этим заданием. Более уверенно и легко происходит отгадывание при нагревании правой руки (у правшей). Психофизиологический механизм, позволяющий участникам определять нагретую руку, достаточно прост: расслабленная часть тела не только изнутри ощущается как более теплая, но и действительно несколько теплеет за счет усиленного кровоснабжения. Косвенной подсказкой отгадывающему может послужить также непроизвольный наклон или поворот головы партнера в сторону правой или левой руки во время ее нагревания. Чтобы предотвратить такую возможность, ведущему желательно предупредить о ней членов группы заранее.

Игра “Термометр” обычно производит сильное впечатление на занимающихся. Так же как и упражнение “Гипноз”, она воспринимается как яркая и зачастую неожиданная демонстрация реальных возможностей человека в области релаксации. Ошибки в определении более нагретой руки возникают либо из-за низкой кожной чувствительности отгадывающего, либо из-за недостатков в работе его партнера. Наиболее распространенное препятствие для тех, кто нагревает руку, — непроизвольный захват тепловым потоком другой руки. Эта досадная помеха обычно возникает из-за плохого управления вниманием, и бороться с ней довольно трудно. Если в повторных попытках отстроиться от второй руки занимающемуся так и не удается, можно порекомендовать ему представить эту руку покрытой инеем или, например, опущенной в холодную воду.

Иногда в ходе выполнения упражнения с трудностями технического порядка сталкиваются отгадывающие. Когда участник игры использует в качестве “термодатчика” одну руку, то уловить тепловое различие ему мешает временной интервал между прикосновениями к рукам товарища.

Вместе с тем одновременное прикосновение к рукам партнера обеими руками может оказаться ненадежным из-за температурной разницы в руках самого отгадывающего. Выйти из этого затруднения многим помогает следующая тактика использования “термометра”: отгадывающий производит несколько замеров обеими руками, но сначала прикасается своей правой рукой к левой руке партнера, а левой — к правой, потом перекрещивает свои руки и прикасается правой к правой, а левой к левой, затем возвращает руки в исходное положение и т.д.

В ходе проведения игры “Термометр” работу в парах следует чередовать с ее обсуждениями всеми членами группы. Чтобы придать групповой работе нужное направление, ведущему необходимо подчеркивать зависимость результатов каждой попытки от усилий тех, кто нагревает свою руку. Способности же отгадывающих выделять в самостоятельную проблему не следует.

Более острый характер игра приобретает в том случае, когда пары либо спонтанно, либо поддавшись на провокации ведущего, либо по его прямому указанию начинают соревноваться между собой в точности отгадывания. Если же точность настолько высока, что играть становится уже неинтересно, задание можно усложнить: пусть отгадывающий определяет нагретую руку на расстоянии, поднося свою ладонь сколь угодно близко к рукам партнера, но не касаясь их. В таком режиме процент верных диагнозов резко упадет. Обычно это подхлестывает участников группы, заставляет их работать более интенсивно.

Возможен еще один соревновательный вариант игры “Термометр”. Для его проведения потребуется перегруппировка занимающихся в тройки. В каждой такой микрогруппе двое соревнуются между собой в нагревании ладоней, третий же выполняет функции арбитра и присуждает победу тому, чья рука покажется ему более теплой при прикосновении. После каждого такого поединка роль судьи переходит к новому участнику игры, а прежний сам вступает в борьбу.

Еще более увлекательной становится игра, если ей задается хороший темп. Обороты она может потерять в основном из-за нерешительности судей. Поэтому при проведении соревнований главное для ведущего — добиться от них смелости в решениях независимо от того, улавливают они на самом деле отчетливую разницу между руками двух соперников или нет. Добиваться этого необходимо осторожно, чтобы ни в коем случае не сделать судейскую оценку в глазах соревнующихся чем-то случайным и не зависящим от их усилий. Можно, например, советовать судьям больше полагаться на интуицию, доверять первому впечатлению, которое “никогда не обманет”, и т.д.

Если интерес к “термическим состязаниям” у членов группы не остывает, развить эту линию дальше ведущему поможет...