Библиотека

Психотехнические игры в спорте
Цзен.Н.В., Похомов Ю.В.

Из отчета о соревнованиях по психотехническому многоборью в команде современного пятиборья ЦСКА

Соревнования проводились с целью повышения психологической надежности спортсменов на сборе по ОФП — “Красная поляна”, турбаза МО (4—19 января 1983 г.).

1. Замысел. Организация психологической подготовки спортсменов в форме соревнований предложена нами по следующим причинам:

1) существенная сложность проведения работы по психологической подготовке в спорте — несоответствие между реальной мотивацией спортсмена (борьба, преодоление препятствий) и нормативной мотивацией людей, овладевающих психотехническими методами (познание, самосовершенствование). Один из возможных способов разрешения этого противоречия заключается в создании такой формы обучения, которая позволяла бы спортсмену включаться в работу по овладению психотехниками за счет преобладающей соревновательной мотивации;

2) задача психологической подготовки пятиборца — повышение его психологической надежности, позволяющей спортсмену более полно использовать свои возможности в каждом из пяти видов и наилучшим образом сбалансировать результаты пяти дней. Психологическая надежность спортсмена во многом определяется его способностью управлять своим поведением, мыслями и чувствами в экстремальной соревновательной ситуации. Обычно эта способность приходит вместе с опытом участия в соревнованиях, однако он приобретается спортсменом довольно медленно (около 10 стартов за сезон). Кроме того, трудно бывает вычленить собственно психологические моменты в соревновании, поскольку ошибки в саморегуляции часто маскируются высокими техническими и физическими показателями, а также различными случайными наслоениями на результат. Спортсмен, таким образом, оказывается в крайне затруднительном положении при анализе итогов соревнования.

Он не может однозначно определить, что обусловлено уровнем его спортивной формы, что — пробелами в технике, а что — неумением владеть собой. Если бы удалось каким-то образом освободить соревнования от багажа технических навыков и груза физической подготовки, то можно было бы наблюдать борьбу характеров и самообладаний в чистом виде. С другой стороны, моделирование психологических аспектов соревнования в процессе подготовки делает возможным ускоренное приобретение спортсменами опыта саморегуляции в экстремальных условиях борьбы;

3) одной из актуальных проблем психологической подготовки в спорте является проблема согласования существенно различающихся представлений, которыми пользуются в своей работе тренер и психолог. Соревновательная форма психологической подготовки, перевод психотехнической работы на привычный плацдарм понятий — тренировки, прикидки, борьбы — создают уникальную возможность взаимопонимания между тренером, психологом и спортсменом. Возникает язык, приводящий спортивную и психологическую терминологию к общему знаменателю — психотехническому результату, который психологом рассматривается как показатель тестирования, измерения определенной способности человека, а тренером — как личное достижение спортсмена.

Психотехнические соревнования, таким образом, являются новой формой организации психологической подготовки спортсменов, позволяющей избежать таких традиционных затруднений психологической работы, как неадекватность мотивам, оторванность от соревновательного опыта и несоответствие спортивному понятийному аппарату.

2. Осуществление замысла. Для реализации намеченного плана был выбран сбор по общей физической подготовке, во время которого можно было проводить ежедневные психотехнические занятия без нервной перегрузки спортсменов. Работа была разделена на три этапа: подготовка к соревнованиям и прикидки (5—13 января), проведение соревнований (14—15 января), итоговое обсуждение (16 января).

Во время подготовки было проведено 7 занятий длительностью от 45 минут до 1,5 часа. На этих занятиях спортсмены знакомились с различными видами психотехнического многоборья, а также изучали пригодные для использования на соревнованиях психотехники. Перед спортсменами ставилась цель наилучшим образом подготовиться к соревнованиям, используя предлагаемые на занятиях средства. Упражнения по овладению техниками активизации воображения, внимания, эмпатии чередовались с короткими состязаниями в том или ином частном упражнении, и победителю вручался приз (книга, мандарин, карандаш и т.п.). Помимо упражнений, непосредственно входящих в программу соревнований, использовались также некоторые вспомогательные техники. В ходе подготовки наблюдался определенный прогресс в исполнении участниками соревновательных упражнений. В некоторых видах он был значительным (например, запоминание 20 слов: в начале занятий 10—12 слов, в конце —18—20), в других — небольшим (поиск цифр).

Одновременно со специальной подготовкой к соревнованиям велась работа по повышению их значимости. Тренеры говорили спортсменам, что по результатам многоборья они будут судить о психологической надежности; проходило заочное соревнование между тренерами и спортсменами в отдельных видах программы; ставились рекорды скорости прочтения таблицы Шульте — Платонова. Словом, к моменту начала соревнований вокруг психотехнического многоборья был создан достаточный ажиотаж.

Соревнования проводились в течение двух дней. В программу было включено 5 видов, которые по аналогии с видами пятиборья были названы “Конкур”, “Фехтование” (проводились в 1-й день), “Плавание”, “Стрельба” и “Кросс” (2-й день). Результаты по каждому из видов оценивались в очках. Победитель определялся по сумме 5 видов.

Конкур

Описание. На площадке 40х40 см размещаются 9 ворот, образованных парой стоящих на торце гильз от малокалиберного патрона, на расстояние около 20 миллиметров. Ворота расположены таким образом, что маршрут распределен по всей территории площадки. Двое участников садятся у стола. Один из них (“конь”) ставит в начало маршрута перпендикулярно к столу карандаш. Карандаш удерживается за верхнюю часть правой рукой, глаза закрыты. Второй участник (“всадник”) берется правой рукой за кисть левой руки партнера и при помощи надавливаний, сжатий и т.п. пытается управлять движением карандаша. Задача этой пары заключается в том, чтобы за минимальное время пройти указанный судьями маршрут, не сдвигая гильзы (“без повалов”) и не петляя перед препятствиями (“без закидок”). После ознакомления с маршрутом дается время на разминку.

Пары участников определяются жеребьевкой. За прохождение маршрута за 40 секунд без ошибок дается 1100 очков. “Закидка” и “повал” оцениваются в 50 штрафных очков. Каждая секунда разницы результата от 40 секунд дает соответственно плюс или минус 5 очков. Результаты каждого участника определяются как среднее двух попыток: в качестве “всадника” и в качестве “коня”.

Инструкция “всаднику”. Во время разминки стремитесь подстроиться под своего партнера. Амплитуда его движений может оказаться больше или меньше вашей, скорость реагирования на посыл может сильно разниться. Не раздражайтесь, если вам кажется, что партнер реагирует “не так”, а ищите подходящий способ получить желаемый результат — это лучше, чем пытаться переделать его реакции. Испытайте своего партнера в разных режимах, чтобы не было неожиданностей на маршруте. Особенно важно определить характер поведения при торможении перед воротами. Хорошо, если вам удастся настолько прочувствовать партнера, что возникнет ощущение непосредственного управления его рукой. На маршруте сохраняйте спокойствие и уверенность. Неуверенность передается партнеру. Старайтесь двигаться равномерно, аккуратно проходите ворота.

Инструкция “коню”. Во всем старайтесь отвечать требованиям партнера. Не действуйте “от себя”. Не сердитесь, если ваш партнер окажется слишком грубым или нерешительным, — ведь очки будут поделены поровну. Сохраняйте на маршруте то же расположение духа, что и на разминке. Следите за тем, чтобы карандаш был расположен строго перпендикулярно к доске: это повышает шансы пройти маршрут чисто.

Краткая информация о ходе соревнований

 “Всадник”

Ск.
Л.
Б.
Я.
Ст.

  Участник

Ск.
Л.
Б.
Я.
Ст.

Интересно отметить, что в этом виде, несмотря на сильное волнение, Б. смогла установить контакт с Я. и показать лучший результат. Участник Л. был осторожен и предпочел проехать “чисто”, пусть даже ценой большего времени. Ст. проявила небрежность, поставив карандаш с наклоном: это могло бы ухудшить ее результат. На последнем месте оказался спортсмен, наименее синтонный в отношениях с людьми, на первом — наиболее синтонный.
Фехтование

Описание. Расчерчивается поле из семи клеток, расположенных в один ряд. На центральную клетку ставится фишка. Каждому участнику дается по белому и черному камню. По жребию определяется, кто из двух участников поединка играет на совпадение, а кто на рассогласование. По команде арбитра, подающейся каждые 10 секунд, участники выкладывают на стол по одному камню. В случае совпадения их цветов (два белых или два черных камня) фишка передвигается на одну клетку к участнику, играющему на совпадение. В случае рассогласования цветов (черный и белый камни) фишка передвигается на одну клетку к играющему на рассогласование. Цель каждого игрока — вывести фишку за пределы поля на свою сторону, то есть создать обеспечивающий победу разрыв в четыре выигрыша.

Каждый участник встречается с каждым по три раза. Во время поединка разрешается делать замечания противнику и пантомимически выражать свои чувства. За 8 побед дается 1000 очков, каждая победа, недостающая до этого результата или превышающая его, стоит 100 очков.

Инструкция. По возможности изучайте игру ваших соперников. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Какой цвет он предпочитает выбирать в начале игры?
2. Играет ли он в стиле чередования или сохранения цвета?
3. Меняет ли он свою тактику у последней черты (перед победой или поражением)?

В начале поединка стремитесь не столько к маленьким выигрышам, сколько к тому, чтобы поймать нить игры, уловить образ мысли и действия противника. Для этого пробуйте угадать его выбор не только перед вашим выбором, но и после него. Удерживайте понимание происходящего, особенно в случае длительной борьбы. Не пытайтесь полагаться на случай в критических ситуациях борьбы. Опыт показывает, что он чаще бывает против вас. Смелее экспериментируйте! Воздействуйте на своего противника разными способами. Например, советуйте ему, какой цвет выбирать, сообщайте (правду или ложь) о своем будущем ходе, демонстративно переживайте или делайте лицо непроницаемым. Если вы захватите инициативу, вам легче будет направить игру в нужное русло.

Краткая информация о ходе соревнований

Участник

Ск.
Л.
Б.
Я.
Ст.
1“1” в таблице обозначает выигрыш поединка, “0” — проигрыш.

Перед началом второго вида все участники имели равные шансы и продолжали борьбу с тем же рвением, что и в начале соревнований. Длительность поединков варьировала от 40 секунд до 7 минут.

Ск., начиная с первого тура и до конца соревнований по фехтованию, демонстрировал яркий, необычный стиль поведения. В отличие от остальных участников, внимательно следящих за выражением лица соперников, Ск. демонстрировал полное безразличие. Он натянул на лицо шерстяную шапочку и не только не смотрел на конкурента, но и не позволял ему заглянуть себе в глаза. Ск. настолько входил в свою игру, что в случае выигрыша часто даже не переставлял фишку. Его вид у многих вызывал недоумение. Некоторые участники требовали, чтобы он снял свою шапочку. Но Ск. оставался непроницаемым. На шутки в свой адрес Ск. не отвечал. Одним словом, с самого начала он действовал всем на нервы.

Совершенно противоположный стиль поведения был выбран спортсменкой Ст. Она активно участвовала во взаимодействиях с противником, постоянно отпускала шутки, уговаривала, смешила, дергала партнеров. Например, она могла сказать: “Ну, улыбнись! Вот хорошо. (Выигрыш.) Ну-ка, еще разок улыбнись!” или: “Поставь, пожалуйста, черный. Спасибо!” (Противник ставит белый и проигрывает.) На протяжении всего состязания Ст. сохраняла веселое, по-спортивному злое настроение, демонстративно огорчаясь проигрышу, радуясь выигрышу, давая свободный выход своим переживаниям. В поведении Ст. был один яркий момент, характерный для всего ее стиля. Одновременно с соперником она клала закрытую ладонь камнем на стол. По команде арбитра противник открывал свой камень а Ст. открывала его только в том случае, если выигрывала. В случае проигрыша она лишь издавала стон разочарования, и противник догадывался об исходе попытки. Самым неудобным для Ст. оказался совершенно непроницаемый Ск., которому она проиграла все три боя, а самой удобной — синтонная, сочувствующая и открытая Б. (у нее Ст. выиграла с сухим счетом). После соревнований Ст. сказала, что первый тур она рассматривала как разведку, поэтому свои лучшие результаты она показала во втором и третьем турах.

Спортсменка Я. прошла первый тур без поражений. Она гипнотизировала своих противников спокойной уверенностью. Во втором туре Б., оказавшаяся после четырех поражений в первом туре в очень трудном положении, но не потерявшая волю к победе, смогла развеять миф о непобедимости Я. Уверенность Я. была подорвана, что привело ее к четырем поражениям во втором туре.

Плавание

Описание. Для достижения результата в этом упражнении необходимо уметь управлять частотой сердечных сокращений, вызывая в своем воображении возбуждающие или успокаивающие картины. Арбитр подсчитывает количество ударов пульса за 20 секунд. Затем подается команда “Возбуждение!”, и через минуту, в течение которой даются предупреждающие сигналы (за 30, 20 и 10 секунд до конца работы), производится второй замер частоты пульса. После этого следует команда “Успокоение!”, а через минуту — третий замер частоты сердечных сокращений. Разница между первым и вторым замерами (возбуждение) складывается с разницей между вторым и третьим замерами (успокоение), и по сумме начисляются очки. Суммарная разница в 15 ударов оценивается в 1000 очков, и каждый удар разницы от этого результата — соответственно плюс или минус 50 очков.

Инструкция. Во время подготовки и первого замера постарайтесь максимально расслабиться. Особенно тщательно расслабьте мышцы лица и плеч. Успокойтесь, представьте себе что-нибудь усыпляющее и безмятежное. Во время возбуждения вообразите то, что обычно вызывает у вас сильное волнение: соревнование, драку, пожар и т.п. Включая воображение, начинайте с маловажных, второстепенных деталей и обстоятельств: ваша одежда, окружающая обстановка, звуки, запахи, освещение и т.п. Представьте все очень подробно и живо — это поможет поверить в действительность вымысла. Лишь после этого переходите к волнующим картинам и событиям: вас вызывают на старт или подходят трое в куртках и т.п. Волнение должно достичь максимума в момент второго замера пульса. При повторном успокоении сначала разрешите волнующую ситуацию: соревнования окончились, драка оказалась дружеским розыгрышем, пожар потушен, а потом вновь расслабьтесь и мысленно погрузитесь в успокаивающую картину. Не переусердствуйте в представлении волнующих событий: пульс может не успеть успокоиться за минуту.

Краткая информация о ходе соревновании

Участники

Ск.
Л.
Б.
Я.
Ст.

Ст., входящая в лидирующую группу, не смогла справиться с предстартовой лихорадкой и имела в начале упражнения самый частый пульс. Остальные участники показали результаты в соответствии со своими способностями к управлению вегетативными функциями.

Стрельба

Описание. В этом мнемотехническом упражнении участнику предлагается запомнить ряд из 20 слов. Слова выбираются образные, обозначающие легко представимые предметы. Темп зачитывания ряда — одно слово в 5 секунд. После того как слова зачитаны, участнику дается 2 минуты, чтобы записать все, что он запомнил. За 18 правильно воспроизведенных слов дается 1000 очков. Каждое слово разницы от этого результата стоит 100 очков. За то, что два соседних в ряду слова воспроизводятся в записи участника в том же порядке, дается дополнительно 5 очков.

Инструкция. Перед началом упражнения желательно успокоиться, убрать посторонние мысли и настроиться на непринужденное остроумное фантазирование. Во время чтения слов лучше всего ярко представлять соответствующие им предметы и связывать их в события мультипликационного фильма. Например, “трамвай-чулок-ворона” могут привести к сценарию такого мультфильма: трамвай с грохотом вкатывается в огромный чулок, едет внутри него, разрывает носок, и — ого! — он превратился в ворону, с карканьем вылетающую из дырки. Если фантазии не хватает на создание мультфильма, расставляйте воображаемые предметы по какому-нибудь хорошо известному маршруту или знакомой комнате. Когда попадаются мелкие предметы, увеличивайте их размеры: наперсток сделайте величиной с бочку, иглу — со шпагу и т.п. Это поможет вам найти предметы при воспоминании. Ваш враг номер один — отвлечение мыслей. Враг номер два — волнение, блокирующее фантазию.

Во время записи, если потеряли последовательность, начинайте с любого слова.
Отчаяние, охватившее спортсменку Ст. после третьего вида, привело к полному развалу техники в этом упражнении. Запоминая на тренировках 18—20 слов, она оказалась абсолютно неспособной к работе на соревнованиях. В этом, видимо, сказалось отсутствие опыта участия в соревнованиях по пятиборью, от которого зависит умение не отчаиваться после отдельных неудач, а охватывать все пять видов одновременно.

Л. хорошо настроился и показал свой лучший результат. Я. оставалась спокойной и продемонстрировала то, что обычно показывала на тренировках. Наиболее интересным было выступление спортсменки Б. Она имела достаточную подготовку для демонстрации абсолютного результата. Однако присущие ей собранность и сосредоточенность сослужили ей в этом тонком упражнении плохую службу. Дело в том, что слова запоминаются во многом благодаря гибкой, раскрепощенной фантазии. Во время зачитывания списка нужно создавать серию ярких, необычных образов, непрерывно творя “мультипликационный фильм”. Сосредоточенность и собранность Б. оказали блокирующее действие на ее фантазию, сковав полет воображения. В результате достижения Б. оказались ниже обычного. Она забыла слова из начала списка — именно в этом месте споткнулась ее фантазия. Однако, овладев собой, Б. смогла хорошо справиться с остатком задания.

Краткая информация о ходе соревновании

Участники

Ск.
Л.
Б.
Я.
Ст.

Кросс

Описание. На листе бумаги в таблице 7 х 7 расположено 49 чисел — от 43 до 91. Лист лежит рубашкой вверх. По команде арбитра спортсмен переворачивает лист, отыскивая 91, указывает на него карандашом и произносит вслух: “Девяносто один”. Затем отыскивает числа 90, 89 и так далее до 43. Замеряется время выполнения всего задания. Результат 3 минуты 40 секунд дает 1000 очков. Каждая секунда разницы от этого результата стоит 5 очков. Перед началом соревнований дается возможность “размяться” на любой таблице, кроме той, что выпала по жребию.

Инструкция. Работая с таблицей, стремитесь охватить взглядом сразу несколько чисел. Последовательный поиск, основанный на переборе всех знаков, — самая медленная тактика. Действуйте быстро, но без суеты. Не нервничайте и не огорчайтесь, если не можете сразу найти число. Постарайтесь вновь широко и спокойно просмотреть всю таблицу. Показав число, уберите руку с карандашом — она может загораживать вам обзор. По ходу поиска отмечайте числа, которые могут пригодиться на ближайших 3—4 шагах. Все время сохраняйте свежесть и остроту, не поддавайтесь уста­лости.

Краткая информация о ходе соревнований

  Участники

Ск.
Л.
Б.
Я.
Ст.

Наибольший интерес представляют события, происшедшие со спортсменом Ск. Еще во время тренировок он начал заочное соревнование с тренером Сд., которому принадлежал рекорд в этом упражнении —2.53. Ск. в одной из тренировок побил этот рекорд, показав время 2.28. Вызов был принят Сд., который через некоторое время поставил новый рекорд —1.58. Ск. утверждал, что сможет превзойти это достижение. Во время разминки он был в возбужденном, боевом настроении и показал великолепный результат —2.01. После того как претендентка на победу Я. окончила дистанцию, он подсчитал, что при результате около 2 минут он сможет стать победителем психотехнического многоборья. Победа “светила ему”, он все более вдохновлялся, но... видимо, перегорел. Начав дистанцию в отличном темпе, он неожиданно запнулся на 75 и искал это злополучное число более минуты. Отчаявшись, он стал спрашивать окружающих: “Есть ли здесь 75?” — и после утвердительного ответа начал по одному просматривать все числа, пока не наткнулся на 75. Настроение было испорчено, время проиграно, и Ск., обладатель лучшего времени, оказался последним. Расстройство и перенапряжение привели к тому, что Ск. перешел от самой выгодной тактики — одновременного поиска по всей таблице к последовательному сканированию чисел.

Я. сохраняла уверенность и спокойствие духа и поставила личный рекорд. Б. уже не могла рассчитывать на победу и выиграла вид. Ст. сменила цель — она перестала стремиться к победе, и ее беспокоило лишь то, чтобы не оказаться последней. Несчастье Ск. спасло ее от этого.

Динамика борьбы по видам (после каждого вида сообщались результаты сумм) была такова:
Участник

Ск.
Л.
Б.
Я.
Ст.