Библиотека

Психотехнические игры в спорте
Цзен.Н.В., Похомов Ю.В.

Упражнение 30. “Пульс”

Ведущий предлагает членам группы нащупать свой пульс. Это можно сделать либо классическим способом, сжимая пальцами левой руки запястье, либо через сосредоточение внимания на пульсации в какой-нибудь части тела, как в упражнении “Гамма”. По команде “Начали!” ведущий включает секундомер, а занимающиеся начинают подсчитывать удары пульса. Ровно через 20 секунд ведущий останавливает время, и каждый запоминает свой результат. После этого члены группы получают задание максимально участить свой пульс. При этом не разрешается прибегать к помощи внешних самовоздействий: двигаться, напрягать мышцы, искусственно учащать дыхание и т.п. Участники должны искать внутренние, психологические, рычаги управления пульсом. На выполнение задания отводится 3—4 минуты, после чего ведущий производит повторный замер.

Это упражнение целесообразно предлагать группе лишь в том случае, если ведущий уверен в безупречном состоянии здоровья всех участников. Хорошим результатом можно считать увеличение частоты пульса на 6—12 ударов в минуту. В обсуждении ведущему важно выявить, за счет чего и каким образом каждый из занимающихся пытался решать поставленную перед ним задачу. Особый интерес представляют обычно отчеты тех, кто лучше других справился с заданием. Вероятно, в повторных исполнениях остальные члены группы попытаются использовать передовой опыт своих товарищей и смогут достичь более ощутимого результата. А может быть, этого и не произойдет, и они предпочтут искать свои собственные подходы к управлению пульсом. Поиски при этом могут вестись в самых различных направлениях, и никто здесь не застрахован от открытий. Кому-то, например, для учащения сердцебиений нужно будет “войти” в ритм своего пульса* и как бы изнутри постараться взвинтить его. Кто-то обнаружит в себе способность непосредственно нагнетать внутреннюю напряженность. Действенным приемом может оказаться также проживание в воображении вымышленных или реально имевших место в жизни того или иного участника ситуаций, связанных с высокой эмоциональной напряженностью.

Идея самоактивации через воображение проста и понятна каждому. Она легко привлекает к себе внимание группы в ходе обсуждения. Если групповая работа двинется в этом направлении, то главное для ведущего — не допустить использования участниками группы образов и сцен, окрашенных негативными чувствами, такими, как боль, гнев, испуг и т.п. Образы здесь нужны не просто сильные, задевающие человека за живое и втягивающие в какие-то острые переживания.

По своему смыслу и настрою они должны быть обязательно радостными, жизнеутверждающими, несущими мощный импульс к активному созидательному действию. Хорошо, например, если кто-то сможет окунуться памятью в прошлое и заново прожить тот миг, когда он решился на смелый поступок. Хорошо, если кто-то силой своего вымысла сумеет вкусить волнение артиста на сцене или восторженную ярость спортсмена, готовящегося бить мировой рекорд. Быть может, кого-то приведут в волнение величественные картины природы: встающее над долинами солнце, несокрушимая сила штормовых волн, буйное торжество ливней и ураганов. А чье-то сердце забьется чаще при мысли о славных свершениях людей, о судьбах, вживаясь в которые начинаешь явственно слышать за спиной гул веков и ощущать причастность к истории своего народа. Легкость отскакивающего теннисного мячика, упругая сила натянутой тетивы также могут оказаться хорошими активизирующими образами.

На сайте Kenguru Professional можно найти широкий выбор оборудования для воркаут. Также компания занимается строительством спортивных площадок, популяризацией данного вида спорта и пропагандирует здоровый образ жизни.

Спортсменам при работе с этим упражнением полезно мысленно перемещаться в обстановку предстартовых секунд или в ситуацию решающего натиска, рывка, усилия — в каком-то смысле это “обогатит” их соревновательный опыт.

В ходе поиска и кристаллизации “картин пробуждения” занимающимся полезно будет обратиться к уже известным приемам групповых занятий. Так, упражнение “Лесенка” может быть использовано для организации группового генератора “антирелаксационных образов”, упражнение “Перевоплощения” — как техника углубленного вживания в воображаемую картину.

Используемые в упражнении “Пульс” картины необходимо по возможности разнообразить, так как частое обращение к одним и тем же представлениям ведет к их психологическому износу, утрате силы воздействий.

Для раскрепощения образной сферы можно также предложить участникам группы специальную игру, по ходу которой нужно передавать из рук в руки нить “коллективного сновидения”, т.е. рассказа без названия, сюжета и логики. Это свободное блуждание по лабиринтам воспоминаний и ассоциаций, втянуться в которое может лишь достаточно сплоченная группа, уже имеющая опыт работы с воображением. Интересной особенностью “коллективного сновидения” является его самоорганизация — переход от хаоса и разнобоя вносимых членами группы направлений к сонастроенности и появлению отчетливо ощущаемой каждым общей линии.

Практика коллективных сновидений и коллективных воспоминаний позволяет участникам группы расширить границы своего сознания далеко за пределы актуального “сейчас”. Иногда бывает достаточно участия в одном 20—30-минутном сеансе, чтобы всколыхнуть слежавшиеся пласты прожитого и сделать живым и волнующим то, что, казалось бы, ушло навсегда. Состояние это, вероятно, знакомо каждому. В сознание бурно вторгается прошлое, и вновь начинают манить затерянные в детстве мечты о героях и подвигах. Распирает грудь изведанное когда-то во сне ощущение полета. С пронзительной остротой обнажается вдруг суть давно поблекших стихов и забытой музыки. После того как участники группы освоятся в потоке образов, ведущему следует мягко направить сновидение в нужное группе приподнятое, жизнеутверждающее русло. Работа с возникающими в нем образами и переживаниями и будет формировать тот внутренний, психологический, ориентир, который необходим для перехода из релаксационной отрешенности в приподнятое, боевое состояние активного действия.