Библиотека

Психотехнические игры в спорте
Цзен.Н.В., Похомов Ю.В.

Приложения

Приемы модификации психотехнических упражнений

1. Интериоризация. Реально выполняемые элементы упражнения заменяются на воображаемые. В ряде случаев видоизмененное таким образом упражнение, например верчение воображаемых пальцев (упражнение 1) или генерирование “телепатических” помех (упражнение 12), требует гораздо большей концентрации внимания, нежели первоначальный вариант.

Схема состояний (см. стр. 119)

   Состояние       Содержание         Основная         Способ ее       Состояние
     во время           сознания           трудность       преодоления   после оконча-
  упражнения                                                                             ния сеанса

Бодрство-   Окружающая                      Отвлечения       Сосредото-    Обычное со-
вание          обстановка,                        чение и ус-         стояние или
                    воспринима-                                          покоение   легкое утом-
                    емая обыч-                                              ление
                    но; отвлека-
                    ющие мысли

Дремота      Аутогенные Засыпание, Продолже-         Успокоение,
                    разряды         потеря          ние счета    ощущение
                                           контроля      дыхания     отдыха или
                                                                                     небольшая
                                                                                     сонливость

Ясный         Свежее,         Желание       Безразлич- Подъем сил,
покой          необычное    удержать      ное, спокой-      покой,
                    восприятие   или вызвать                     отноше-      свежесть,
                    окружающего                     состояние   ние к нему ясность
                    мира              вновь           

2. Экстериоризация. Элементы упражнения, выполняемые обычно в уме, либо “озвучиваются”, либо материализуются в действиях с реальными предметами. С помощью этого приема оказывается возможным вынос некоторых психических процессов на “внешний экран” (например, при озвучивании упражнения 19 или 5), а также осуществление ведущим на материализованных моделях контроля за действиями участников (упражнения 16, 17).

3. Интерперсонализация. Элементы упражнения, выполняемые обычно одним человеком, распределяются между несколькими участниками. Эта модификация позволяет, в частности, направить работу в русло достижения более глубокого контакта в группе — интеллектуального (например, запоминание обстановки одним из участников и передача им всей необходимой для воспроизведения информации другому в упражнениях 41 и 42), эмоционального (развитие несколькими участниками одной темы в упражнениях 25 и 26; управление ощущениями партнера посредством эмоционально насыщенных картин в упражнениях 3, 18, 19) или двигательного (например, выполнение упражнения 1 при сплетении пальцев левой руки одного участника с пальцами правой руки другого).

Термобелье фирмы Craft - это одежда, не стесняющая движений и эффективно защищающая от холода. На сайте proball.ru представлен широкий выбор одежды этой фирмы. Например, можено посмотреть весь модельный ряд термобелья craft basic

4. Интраперсонализация. Упражнение, выполняемое обычно несколькими участниками, возлагается целиком на одного человека. Такое видоизменение позволяет сделать многие групповые упражнения пригодными для самостоятельной индивидуальной работы (например, упражнения 2, 6, 15, 17, 26).

5. Драматизация. Упражнение, дающее в ходе исполнения некоторый доступный для регистрации результат, превращается в состязание команд или отдельных участников, стремящихся превзойти друг друга в этом результате. Предметом соревновательной борьбы могут быть скорость, точность, определяемое специальной группой экспертов качество выполнения упражнений и другие возможные показатели. Этот прием нередко обеспечивает более полную включенность участников в работу за счет соревновательного мотива, а также позволяет сосредоточить внимание и усилия группы на результативных аспектах упражнений.

6. Стохастизация. Четкое закрепление функций или порядка их осуществления за отдельными участниками заменяется случайным. Например, движение по кругу в упражнениях 16, 17, 22, 23 и 27 можно преобразовать в движение по непредсказуемым траекториям, а роли в упражнениях 7, 12, 35 и 45 неожиданно перераспределять между участниками по ходу самой игры. Это вносит элемент неожиданности, вынуждая каждого из участников действовать без подготовки.

7. Изменение контекста упражнения. Упражнение выполняется обычно с целью развития какой-то вполне определенной способности. Однако практически любое упражнение можно использовать для развития любой из психических способностей. Для этого собственно техническая часть упражнения обрамляется соответствующими введением и заключением. Так, упражнения 16 и 17 можно использовать не только для тренировки воображения, но и для сплочения группы; упражнение 4 на избирательность внимания может быть использовано для развития контакта, а “контактные” упражнения 35 и 38, напротив, годятся и для тренировки внимания.

8. Гибридизация. Новые игры конструируются из элементов уже известных упражнений. Возможны, например, варианты, при которых одно упражнение “вставляется” в схему другого в качестве специфического содержания (упражнение 2 внутри упражнения 12; упражнение 17 внутри упражнения 45) или средства (упражнения 26 и 27 внутри упражнений 18 и 19). Возможно также последовательное или одновременное применение сразу нескольких из описанных выше модифицирующих приемов к какому-то одному упражнению.

9. Импровизация. Новые психотехнические игры могут спонтанно возникать в ходе группового взаимодействия. Такова, например, биография многих упражнений настоящей книги. В данном случае источником оригинальных идей и техник становится характерная для группы наэлектризованность ведущего и участников духом изобретательства.