Библиотека

Психотехнические игры в спорте
Цзен.Н.В., Похомов Ю.В.

Упражнение 14. “Лабиринт”

Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд “заводит” своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему “ведомому”. Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, — “Прямо!”. Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды “Направо!” или “Налево!”, после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, “ведомый” должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях (посредством тех же трех команд). В это время “заводящий” по своей схеме контролирует путь партнера. Если “ведомый” справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем напарники меняются ролями.

В некоторых случаях с “Лабиринтом” лучше работать не парами, а всей группой. При этом часть сидящих в кругу участников (четные) будет заводить в лабиринт, а оставшаяся часть — выводить из лабиринта. Тогда каждому как из “заводящих”, так и из “выводящих” достается лишь часть общего пути.

В ходе обсуждения результатов тренеру следует обратить особое внимание на то, каким образом каждый спортсмен в качестве “ведомого” справлялся со своим заданием. Участники, у которых преобладает зрительная ориентировка в пространстве, используют обычно воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем же, у кого преобладает двигательный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это “налево”, а где “направо”, они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте “человечка”, мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с двигательным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их. Обладая такой особенностью, спортсмен может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новыми для него движениями и совершенствования своей двигательной координации. Спортсмену же со зрительным типом ориентировки идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных комбинаций уже знакомых ему движений.

Оценивая работу участников, тренер может исходить из следующих нормативов: прохождение лабиринтов в 6—8 колен — “удовлетворительно”, 9—12— “хорошо”, свыше 12— “отлично”. Опыт показывает, что большинство людей при известном старании достигают отличного результата.